В уфимской галерее «Мирас» с 18 сентября по 4 октября состоялась персональная выставка заслуженного художника Башкирии Василя Ханнанова. Новый выставочный проект «Азия» — это созданная сердцем и руками живописца художественная дверца, приглашающая зрителя соприкоснуться с магией и напряженной чувственностью Востока, романтичной откровенностью есенинской поэзии, и, конечно, мировосприятием самого художника. На реализацию проекта «Азия» художника вдохновила прошлогодняя поездка в Тегеран. В галерее из пятидесяти работ проектабыло представлено только двадцать семь, объединенных под общим названием «Персидские мотивы».
Автор использует оригинальную технику для изобретения своих полотен. В старые ковры, собранные художником в разных местах или принесенные друзьями в его мастерскую, вложены портреты женщин, пожелтевшие и потрепанные временем книжные листы стихотворений Есенина из цикла «Персидские мотивы», портреты поэта, графические пейзажи. Ковер служит рамкой для изображений, и этот смелый шаг раздвигает границы обычного восприятия картины. Казалось бы, зачем собирать давно вышедшие из моды ковры и давать им новую жизнь? «Сохранить, сберечь, спрятать» — одна из задач искусства, отвечает автор выставки.
В процессе работы над проектом художник использовал натуральные материалы – какао, шафран, глину, натуральные красители. Художественные полотна Василя Ханнанова интересны не только своим экстравагантным стилем, но и функциональностью, присущей изделиям декоративного искусства. Ковры проекта «Азия» не только украсят любой интерьер, но и создадут атмосферу для созерцания и размышлений о чем-то важном, о любви и красоте, о жизни и смерти.
Образы женщин на декоративных полотнах проекта «Азия» аскетичны по внешней форме, но содержание их полно жизни и света — о чем дают знать их искренние улыбки и многозначные таинственные взгляды. Особое внимание привлекают ковры, в которых вырезаны силуэты влюбленных пар, окруженных строчками или целыми стихотворениями из «Персидских мотивов». Василь Ханнанов, создавая образы наслаждающихся влюбленных, заботливо собирает для них обрамления из ковров ушедшей эпохи, ритмично вплетая орнаменты и узоры, освещает их нежным лунным светом и как бы защищает пылким духом русского поэта, влюбленного в жизнь.
Василь Ханнанов тоже влюблен в жизнь, в искусство, в работу. Профессия художника, отмечает автор «Азии», предполагает постижение самого себя, общение с Богом как с самим собой, тотальное погружение в мир разнообразных чувств и образов. А руки – это то, с помощью чего мы предъявляем свою любовь к миру. «Руки не обманывают» — утверждает Ханнанов. Не теряя драгоценного времени, он стремится познавать и исследовать каждый день. Работа над произведением искусства для него является вызовом.«Искусство создается из молитвы» — глубокий философско-религиозный принцип, которого Василь Ханнанов всегда стараетсяпридерживатьсяна своем творческом и жизненном пути.
Яппарова Адель (культуролог, сотрудник галереи «Мирас»)