Стерлитамак стартовая страница
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страна | Россия |
Субъект федерации | Башкортостан |
Муниципальный район | Стерлитамакский |
Координаты | 53°38′00″ с. ш. 55°57′00″ в. д. / 53.633333° с. ш. 55.95° в. д. (G) |
Глава | Шарипов Ильгиз Кадырович |
Основан | 1766 |
Город с | 1781 |
Население | 265,0 тыс. человек (2005) |
Часовой пояс | UTC+5, летом UTC+6 |
Телефонный код | +7 3473 |
Автомобильный код | 02, 102 |
Код ОКАТО | 80 445 |
Официальный сайт | http://sterlitamak.ru/ |
История
В начале 18-го века на месте Стерлитамака была почтовая станция, которая являлась частью почтовой дороги Уфа-Оренбург
Русский купец Тетюшев, Савва Никифорович, по указу императрицы Екатерины II основал соляную пристань на реке Ашкадар (Ашкадарская пристань), которая в августе 1766 года получила статус населенного пункта с наименованием «Стерлитамакская пристань».
Во время Крестьянской войны 1773—1775 года (Пугачевское восстание) Стерлитамакская пристань выла под контролем восставших, а в последствии была сожжена. После восстановления пристань становится административным центром Стерлитамакского уезда, в результатае чего в 1781 получает статус города.
До отмены крепостного права самыми влиятельными помещиками были Левашов (д. Левашовка, сейчас в составе города), Михайлов (Михайловка, на месте нынешнего центра города), Белоусов (хутор Белоусово, частный сектор, с 2001 года входит в состав города). В городе появляются частные предприятия и множество различных кустарных производств(кожевенное производство, мукомольный завод, производство водки, пива). После отмены крепостного права город заметно вырос по численности и территории, появились крупные производства. В 1870 г. в г Стерлитамаке были построены Управа района, Городская Дума.
После Февральской революции Стерлитамакский Совет национализировал банк, телеграф и основные промышленные предприятия города. Декретом ВЦИК от 23 марта 1919 года было провозглашено создание Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (БАССР), а столицей автономии стал город Стерлитамак. Позже, в 1922, столица была перенесена в Уфу (причиной стали планы Советского правительства о создании на основе города промышленного центра, что позже с успехом было осуществлено).
В предвоенные годы Стерлитамак стремительно разрастается, в основном благодаря укрупнению предприятий и строительству новых. В 1922 году была запущена электростанция, в городе в полную силу заработали лесопилки, мельницы. На базе 3 заводов был создан кожевенно-овчинный завод, а лесопилки были объединены в один крупный лесопильный завод.
В 1930 году был создан Стерлитамакский район (к тому времени в Стерлитамаке насчитывается 24 тыс. жителей), а на его территории в 1932 году начинается добыча нефти. Рядом с месторождением на территории Стерлитамакского района были созданы еще 2 города: в 21 км в юго востоку — Ишимбай (рядом с месторождением), в 26 км к югу Салават (для обслуживания крупнейшего нефтеперерабатывающего завода — Салаватнефтеоргсинтез). В данный момент Ишимбай находится на территории Ишимбайского района. Одновременно с этим в Стерлитамак прокладывается железная дорога (в основном, для грузоперевозок) и в 1934 в город прибыл первый товарный поезд. В связи со всеми этими изменениями численность города до 1939 года возросла на 58 % и составила 37,9 тыс. человек.
В годы Великой Отечественной войны в Стерлитамак были эвакуированы множество промышленных предприятий содовый и цементный заводы, «Красный пролетарий», одесский станкостроительный завод имени Ленина, московская обувная фабрика, а также Воронежский государственный драматический театр.
В 1952—53 гг. административный центр Стерлитамакской области.
В 1960 была построена первая городская АТС.
В 1961 г была введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия в Башкортостане. Основной причиной такого решения стала плохая экологическая обстановка в городе до 80-х годов. А к концу 1980-х годов Стерлитамак оказался в списке самых загрязненных вредными выбросами городов страны.
В связи с резким ростом рабочих мест в городе в 60-х было принято решение о застройке Стерлитамака на восток, к реке Белой и постройки объездной дороги для грузового транспорта с запада сразу для двух городов Стерлитамака и Салавата. К 1984 году численность населения достигла 237,9 тыс. человек. В городе также строят самый крупный больничный городок на юге Башкортостана, дворцы культуры (ДК «СК», ДК «Химиков»), кинотеатр «Искра».
Дороги
В Стерлитамаке зарегистрировано 100 тысяч автомобилей (2008 г.), поэтому большое внимание в городе уделяется состоянию дорог. Главными улицами города являются:
- проспект Ленина — от Уфимского тракта до «Вечного огня»;
- улица Худайбердина — от Раевского тракта (Автовокзал) до р. Ашкадар;
- улица Мира — связывает район ВТС с центром города;
- улица Коммунистическая, улица Артема, проспект Октября — связывают районы Юго-западный, Солнечный, Больничный городок с центром города;
В связи с тем что фактически единственными улицами связывающей запад и восток города являются улица Худайбердина и улица Черноморская, нагрузка на эти улицы за последние годы возросла очень сильно — ежедневно на перекрестках с этими улицами поток машин растягивается на километр и более (особенно на перекрестках: ул. Элеваторная и ул. Худайбердина, ул. Худайбердина и ул. Вокзальная, наземный переезд через ж/д пути на ул. Салтыкова-Щедрина). Поэтому было принято решение о строительстве южной объездной дороги, которая, во-первых, разгрузит ул. Худайбердина и, во-вторых, улучшит экологическую обстановку в городе. Но, к сожалению, уже утвержденный проект был заморожен в связи с недостаточностью средств (был построен только основной пролёт моста через реку Стерля).
Стерлитамакский метеорит — статья о метеорите, в 1990 году упавшем в 20 км от города.