Ежегодно в межсезонье количество аварий на дорогах резко возрастает, их пик приходится на самое начало дождя или снегопада. В 2014 году в России было зарегистрировано почти 200 тысяч ДТП, сопутствующей причиной трети из них стали погодные условия и отсутствие у водителей знаний о том, как правильно вести себя при неблагоприятном прогнозе. Почти каждый второй водитель, попадавший в ДТП, указал, что это произошло из-за неблагоприятных погодных условий. Причем у большинства водителей, по их словам, ДТП произошло по причине гололеда, снегопада или сильного дождя. К сожалению, большинство российских автомобилистов не обращают внимание на смену погоды и не меняют стиль вождения с первыми каплями дождя или снежными хлопьями, надеясь на свой водительский опыт и технические возможности автомобиля.
Статистические данные подтверждаются и в Стерлитамаке. Согласно опросу корреспондента Cityopen.ru, на вопрос «Меняете ли вы стиль вождения при неблагоприятных погодных условиях», ответили «да» более 80% опрошенных (56 человек, пользующихся личным транспортом), но неблагоприятными погодными условиями при этом назвали только гололед и снегопад, тогда как к непогоде относятся также дождь и туман, кроме того, следует крайне внимательно вести автомобиль в сумерках или ночью. На вопрос, какие меры применяют водители Стерлитамака при непогоде, большинство респондентов ответили только о снижении скорости, тогда как правила ПДД требуют в разных случаях смену колес, использование противотуманных фар, соблюдение дистанции и так далее.
Исправить ситуацию призван проект «Прогноз безопасности». Его инициаторами является Российский союз автостраховщиков, экспертный центр «Движение без опасности» и ГИБДД. Проект реализуется во всех регионах России, а в Башкортостане проходят специальные кампании, в рамках которых презентуется научно-популярный фильм «Невидимая угроза».
17 марта в БашГУ Уфы состоялась пресс-конференция, посвященная проблеме влияния неблагоприятных погодных условиях на движение (скорость, дистанция, правила обгона). Согласно ПДД, в случаи непогоды на участников накладываются определенные ограничения. К сожалению, далеко не все водители это учитывают. В пресс-конференции приняли участие министр образования РБ Альфис Гаязов, начальник УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов, уполномоченный по правам ребенка в Башкирии Милана Скоробогатова, глава администрации Уфы Ирек Ялалов, заместитель премьер-минситра Правительства РБ Владимир Нагорный, а также студенты филиалов БашГУ, в том числе из Стерлитамака.
Участники конференции согласились, что необходимо создать непрерывную систему обучения навыкам безопасности на дорогах, начиная с детского сада. В рамках кампании «Прогноз безопасности» организаторы создадут такую модель и задействуют детские сады, школы, вузы и автошколы для обучения безопасному движению. В детских садах и младших классах школ работа будет носить развлекательно-обучающий характер, из занятий дети узнают об основах безопасного поведения на дороге. В старших классах вопросы дорожного движения интегрируют в учебную программу – в уроки физики: школьники на основе закона Ньютона будут вычислять тормозной путь, скорость, силу трения, радиус поворота автомобиля и, опираясь на результат расчетов, убедятся в необходимости выполнения правил дорожной безопасности. В вузах, средних специальных учреждениях и автошколах учащимся продемонстрируют научно-популярный фильм об угрозе, которую могут представлять на дороге дождь, снег, водяная пленка. Организаторы считают необходимым рассмотреть вопрос о включении уроков по обучению навыкам безопасного поведения на дороге в образовательные программы детских садов и начальных классов школ, а также интегрировать темы, связанные с безопасностью дорожного движения, в рамках смежных тем уроков в старших классах. Кроме того, важно не прерывать процесс обучения правилам дорожной безопасности и продолжать его в вузах и автошколах с помощью как обязательных, так и факультативных занятий.
По словам главного Госавтоинспектора республики Динара Гильмутдинова, практика проведения уроков безопасности положительная. В будущем будет рассмотрен вопрос реализации таких акций по всей Башкирии, а не только в Уфе в рамках проекта «Прогноз безопасности».