Личность недели. Сергей Кафлевский

258

Сергей Кафлевский – би-бой, хореограф, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества, художественный руководитель школы брейк-данса и современной хореографии «Уличная жизнь» (команда «УЖи»). Сергей занимается танцами больше 10 лет. Но сегодня он не просто приверженец одного стиля, он настоящий танцор, человек, который имеет свой стиль и привносит в танец что-то новое, концептуальное.
– Сергей, расскажи, с чего началось твое увлечение танцами?
– Основы брейк-данса я постигал самостоятельно, в составе команды по брейк-дансу «Уличная жизнь» в далеком 2000-м году. Мы были простыми ребятами с улиц, у нас не было преподавателей, не было помещения, был лишь художественный руководитель, который на общественных началах отвечал за нас, помогал с участием на соревнованиях, отвечал за аренду зала, выезды на фестивали и так далее. А основателя как такового не было, была лишь группа единомышленников, ребят, которые хотели научиться круто танцевать. Сейчас из первоначального состава танцами занимаемся только я и мой хороший друг Пономарёв Сергей (сейчас он проживает в г. Краснодар). Мы уже 5 лет как входим в состав сборной команды Юга по брейкингу – «3:16 crew». Я продолжил продвигать танцы в родном городе. Получил профессиональное образование по специальностям хореографическое эстрадное творчество в Башкирском Республиканском техникуме культуры и народное хореографическое творчество в Челябинской академии культуры и искусств, на данный момент танцую и обучаю детей в школе-студии на базе Центра развития творчества.
Первый год работы танцевальной школы был очень плодотворным. Коллектив «Уличная Жизнь» успел заработать более 15-ти дипломов на городских и республиканских хореографических конкурсах и соревнованиях по брейк-дансу. К тому же, в первый год нами было организованно два закрытых чемпионата по брейк-дансу.

– Школа брейк-данса и современной хореографии «Уличная жизнь» недавно отметила пятилетний юбилей, и можно говорить, что она прошла испытание временем. Что изменилось за это время?
– Раньше мы занимались, в основном, брейк-дансом, и только делали первые шаги в направлении смешанной хореографии. Сейчас в нашей школе-студии занимаются около 60 детей, это достаточно много для любого коллектива. Мы очень прибавили в качестве хореографического исполнения, сегодня в школе-студии преподают профессиональные педагоги и занимаются старательные дети. Я преподаю брейкинг, стрейчинг (растяжка), акробатические и силовые элементы, а моя невеста Татьяна Рогачева дает основы современной хореографии: модерн и контемпорари. Она тоже окончила Челябинскую академию культуры и искусств и является опытным преподавателем. Сегодня мы делаем акцент на современную хореографию. В этом году стали больше посещать фестивали именно по современным танцевальным направлениям и нас часто приглашают, как участвовать, так и выступать в качестве гостей и жюри на различных танцевальных мероприятиях.

– Любого человека можно научить танцевать или для этого требуются определенные качества?
– Если взять человека с улицы, даже тридцатилетнего, то можно поставить его на голову за час, чтобы человек вставал сам, потребуется неделя тренировок. А красиво двигаться под музыку в танце – это уже зависит от самого человека, от его желания, возможностей, телосложения, чувства ритма, стиля, направленности и даже от музыки. Результаты будут видны через 2-3 месяца, а если к тому же у танцора есть определенные способности, данные от природы или просто таланта, то успех будет ошеломительным и никто не догадается, что танцевальный «стаж» этого «танцора» – меньше года. Я могу сказать, что еще никто не уходил из нашей школы, ничему не научившись, даже после первого занятия у человека остается ряд навыков и изученных движений и элементов.

– Как ты считаешь, что самое важное в танце?
– В танце, как в любом искусстве, должно быть развитие. Если танцор придерживается одного направления – роста ни профессионального, ни личностного нет. Настоящий хореограф берет основу и привносит что-то свое, новое, оригинальное. Некоторые художественные руководители, сколько бы они не занимались и какими взрослыми бы не были, утратили дух творчества, создания, а все потому, что сами не практикуются, сами не чувствуют веяние времени. Даже если это народный танец, можно привнести в фольклор что-то новое, а многим коллективам просто неинтересно идти вперед, творить. Они остались на том же уровне, что и пять лет назад. А танец, как любое течение не стоит на месте, он постоянно движется вперед. Не важно, бальными танцами ты занимаешься, современными или уличными. Главное – свобода самовыражения, использование разных стилей, смешение направлений. Хороший пример – знаменитый в своё время коллектив «Тодес», который в своих выступлениях использовали абсолютно разные стили и все зрители оставались довольны.

– А как обучаются сами педагоги?
– Обучение идет как в ходе участия в различных профессиональных конкурсах и фестивалях, так и в ходе специализированных мероприятий. К примеру, прошлым летом мы посетили Международную летнюю лабораторию современной хореографии, которая проходила в г. Челябинск. Участвовали в постановке танцевального спектакля, брали мастер-классы у японских, немецких и российских педагогов-хореографов. Лабораторию можно сравнить с лагерем: открытие сезона, обучение в классах по графику, съемки роликов, в завершение проходят капустники, показы спектаклей и танцевальных номеров, различные перфомансы на природе. Такое шоу рассчитано, прежде всего, на участников, которые демонстрируют друг другу полученные в ходе работы лаборатории умения и навыки.

– А что и как преподают зарубежные педагоги? Чем их видение танца отличается от нашего?
– Зарубежные педагоги преподают свой особый стиль, какие-то свои вещи, которые они прошли, изучили, придумали сами. У них интересный подход: они преподают в ходе разминки, растяжки, исполнения классических элементов: через игру, мимику лица, разговор. Они очень простые в общении, совершенно не стеснительны, многое пробуют и сами продолжают обучаться. У них огромный мировой опыт работы во многих танцевальных проектах. Были люди, которые выступали в цирке «Дю Солей», работали в постановках шоу Майкла Джексона, Мадонны. Но важно не научиться делать так, как они, не нужно их копировать, повторять, это нужно прочувствовать и пропустить через себя, а потом выдать новыми движениями.

– Ты много рассказываешь о направлениях современного хореографического искусства. Расскажи подробнее, что подразумевается под контемпом, перформансом, модерном?
– Говоря о хореографии, нужно понимать, что есть база, основа. Таким фундаментом является классика. Если человек хочет научиться танцевать по-настоящему, классика – это первое, что он должен освоить. Классика дает представление о собственном танце и о танце в целом, учит работать со своим телом, ставить правильно руки-ноги, дает силу мышц, правильную осанку и растяжку. Благодаря классике развивается танцевальность, а именно профессиональная. В любом направлении танца это важно, и любой танец имеет свои основы и свой фундамент, заложенный годами. Далее подразделяя хореографию на стили, мы говорим о модерне. Модерн это современная классика, отвергает традиционные балетные формы, тем не менее, до конца отойти от них модерн не сумел. Модерном можно заниматься и без классического образования, но это не будет так зрелищно и ярко. И, к тому же, модерн все-таки требует таких элементов, как, например, натянутость носков и выворотность. Ну и контемп – совсем современное и модное в наше время направление танца, он порой не требует особых физических данных, в нем передаешь свои мысли, фантазии, стремления в жизни, либо что-то бытовое и очень жизненное. Если зритель не понял, что вы хотели этим донести, то это, скорее, плюс, чем минус. Здесь танцуешь то, что ты хочешь, так, как ты хочешь, этот жанр ближе всего к экспериментальной постановке с элементами и модерна, и брейк-данса, и джаза (что сейчас модно в Европе). А если добавить сюда оригинальную музыку, умопомрачительный костюм, собственную манеру исполнения, атрибутику, непонятные декорации, получится перформанс, показ с элементами шоу.

– Типа жанр арт-хаус в кино?
– Да. В таком танце все чаще проскальзывают вещи, которые раньше к танцу не относили. Все это современная хореография – то, что сегодня объединяет все танцы, потому что можно использовать все стили, перемешивать, играть с ними.

– Расскажи о своем участие в проекте «Танцы без правил».
– Я случайно узнал, что меня записали в участники, буквально за пару дней. Это был один из отборочных туров в Краснодаре в конце июля 2008 г. Мне пришлось очень быстро приготовить выступление. Тогда я прошел в финал, но не смог принять в нём участие, так как обстоятельства заставили вернуться в родной город. Помню, мне скинули статью с финала, где было написано: «Очень жаль, что в финале мы не встретили Кафлевского Сергея – участника второго тура, очень интересного танцора, который реально мог бы показать что-то нестандартное, концептуальное.

– Чем бы ты занимался, если бы не было танцев?
– Я начал заниматься танцами, учась в 10 классе. Это взрослый возраст, сейчас многие в 15 лет уже достаточно сильные и профессиональные танцоры. Все детство я почти ничем не увлекался, какое-то время ходил на самбо, но особых успехов не достиг. Занимался разведением аквариумных рыб, я в этом разбираюсь. Но по большому счету я не вижу себя в чем-то другом. Танец – это то, чем я живу.

– Какие творческие планы на будущее?
– На ближайшее – очередной фестиваль. 21 июня на базе Профессионального лицея №18 (2 этаж, актовый зал) пройдет летний «Танцевальный JAM». Главная изюминка предстоящего мероприятия это так называемые танцевальные битвы без судейства. Вся программа будет построена на спец-битвах, танцоры один на один по пять выходов. Стилистика танца в этом случае позволяет танцору применить всю фантазию и выдумку, мы ждем брейкинга, экспериментального танца и хип-хопа. Хочется увидеть на фестивале больше участников из нашего города, но наши коллективы по большей части игнорируют местные мероприятия, на которые, кстати, приезжают много профессиональных танцоров, дающих грамотные мастер-классы. В Стерлитамаке это становится уже тенденцией: занимаясь танцами, люди не посещают танцевальные мероприятия.
Что касается планов на будущее отдаленное, то есть идея создания театра современного танца, но до этого нужно дорасти и нам, преподавателям, и самим участникам коллектива.

– Что бы ты пожелал посетителям Cityopen.ru?
– Желаю заниматься чем-то важным и нужным, а главное интересным и полезным для вас самих. Чем больше вы будете этим увлечены, тем больше и качественнее будет результат! Посещайте больше различных мероприятий, будьте в курсе событий. Двигайтесь, развивайтесь сами, и приобщайте к постоянному движению своих детей и близких.

Евгения Королева