Пешеходный переход – место пересечения автомобильного и пешеходного потоков. Водители это место недолюбливают, поскольку приходится кланяться каждому пешеходу. Безлошадные же участники дорожного движения наоборот – обожают. И на это у них есть причины. Во-первых, это единственное место на проезжей части, где главнее пешеход. А во-вторых, это еще и место, где можно над этим самым водителем поиздеваться: замедлить ход перед самым капотом и заставить водителя нервничать…
А если отбросить сарказм, то пешеходный переход действительно является местом, специально отведенным для тех, кто без руля. Закон здесь на стороне пешехода. Водителю же отведена роль второго плана. Здесь он обязан подчиниться жестким требованиям правил дорожного движения –пропустить пешего участника. В идеале переход призван быть островком безопасности на дороге. Но это в идеале. В жизни же иногда ситуация поворачивается спиной к пешеходу, забывая о его безопасности. И тут «зебра» становится ловушкой, а иногда и конечной точкой жизненного пути.
Дорожно-транспортные происшествия на пешеходных переходах не такая уж редкая ситуация на современных дорогах. Только за два месяца текущего года на дорогах Республики Башкортостан на пешеходных переходах пострадали 30 человек и 1 погиб под колесами машин. В прошедшем 2014 году таких аварий было совершено 359. Почему же это происходит? Причин множество, и они не только в ошибках водителей и пешеходов. Не всегда для обеспечения безопасности принимаются исчерпывающие меры. Самым безопасным для пешехода признан регулируемый переход. Это не тот переход, где движение регулирует бабушка – божий одуванчик, останавливая назойливых водителей авоськой. Это тот пешеходный переход, где установлен светофор. Именно он останавливает машины и пропускает пешеходов. Горит красный – пешеход стоит, водитель едет. Пешеходу зажегся зеленый – водитель остановился, пешеход пошел. Все предельно ясно, но далеко непросто в плане оснащения этими самыми светофорами.
Самый аварийно-опасный, но бюджетный вариант пешеходного перехода – нерегулируемый. Тот самый, где водители знают о своих обязанностях, но нарушают, а пешеходы надеются на правосознание первых, и в итоге страдают. И здесь можно остановиться на причинах наездов чуть подробнее. Первая – это плохая видимость самого перехода. Где то знак выцвел от времени или запутался в ветвях деревьев, плюс разметку забыли нанести или её смыл первый же дождик после нанесения. В итоге водитель не заметил ни переход, ни пешехода и случилось то, что исправить бывает уже невозможно.
Вторая причина – это невнимательность водителей. Бывают ситуации, когда один ряд машин остановился, а другой продолжает движение.И в это время из-за остановившейся машины выходит пешеход… Даже невысокая скорость не позволит водителю вовремя остановиться. Доказано не единожды, проверять не стоит. Поэтому сразу совет: «Водитель! Если тормозит соседний ряд, ты тоже притормози!»
В принципе, тут же напрашивается совет уже пешеходам: «Проходя остановившиеся машины, поверни голову, посмотри в следующий ряд!» Те, кто ездит за рулем, но время от времени ходят пешком, это правило знают и с опаской выходят на проезжую часть. Не имеющие же опыта вождения ошибочно полагают, что если остановился один, второй остановится тоже. А вот и нет! При таком отношении к собственной безопасности можно ставить крест на долгом и благополучном будущем. Ну и что из того, что водитель будет виноват! Вам от этого уже не будет никакой выгоды. Вам, если вы тот самый пешеход, будет уже все равно, поскольку вы об этом можете и не узнать… Никогда…
Этот же совет хочется дать взрослым, переводящим через дорогу детей,а еще сказать: «Никогда не отпускайте руку ребенка на дороге, держите её крепко. Иначе побежит и догнать будет невозможно!»
Еще одна причина – это маниакальная способность человека испытывать судьбу. Такие пешеходы видят приближающуюся машину, догадываются о том, что водитель, скорее всего не остановится, но всё равно идут напролом. Для чего они делают это? Может, чтобы что-то доказать или добиться от водителя уважения? Может быть. Это их мнение. Обладают такой способностью не все, только особо одаренные особи вымирающего вида. Почему так жестко? Да потому, что в таких ситуациях врачам чаще всего приходится констатировать смерть пешехода, чуть реже ставить диагноз больному. Но никогда про таких не говорили, что они доказали водителям свою правоту.
В заключении хотелось бы сказать, а еще лучше прокричать во весь голос: «Пешеходы, помните, что «зебра» и зеленый свет не гарантируют вам жизнь, смотреть по сторонам вы обязаны всегда! А вы, водители, будьте за рулем человеком, который знает цену спешки и неосмотрительности!»
А.Дёмин