Персональная выставка члена РО ВТТО СХР РБ ВИКТОРА ЯКОВЛЕВИЧА БИВНЯЕВА

65643

Стерлитамакская картинная галерея-филиал ГБУКиИ РБ БГХМ им. М. В. Нестерова представляет персональную выставку члена ВТОО Союз художников России Виктора Яковлевича Бивняева, посвященную 70-летнему юбилею автора.
Виктор Яковлевич Бивняев (род. 28 декабря 1948г., г. Ишимбай) – советский узбекский и башкирский живописец. Член Союза художников РФ с 1998г.. Член АЮ при РО ВТОО «СХР» РБ с 1996г. С 1973г. – участник республиканских, региональных, всероссийских и зарубежных выставок.

По словам автора, интерес к живописи ему привил легендарный Иван Михайлович Павлов, руководитель кружка изобразительного искусства в Ишимбае. В 1969 году В. Бивняев закончил театрально-декорационное отделение ташкентского художественного училища им. П.П. Бенькова. (Узбекская ССР). На ретроспективной выставке, посвященной 70-летию автора, можно проследить развитие художественного и образного языка художника. Ташкентский период его творчества – яркий, светоносный, а башкирский период (с 1990-х годов) начал выявлять новые качества его таланта. Такое ощущение, что В. Бивняев начал освобождаться от мнимой реальности, от условностей и пришел вот к такому знаковому, символическому и образному творчеству, которое мы наблюдаем сегодня.
Все пейзажи В. Бивняева – отражение состояния его души. Сегодня художнику хочется передать в своих картинах трагедийное мироощущение современных людей, на долю которых выпало немало испытаний. Покосившиеся заборы с кривыми жердями поперек композиции, полуразрушенные мостики — символы тупика, дороги ведущей в никуда, разрыва связей времен, поколений.

По словам художника, данная выставка является актом благодарности своему первому учителю Ивану Михайловичу Павлову. Это был великий учитель, он вырастил целое поколение художников нашего города. А вот духовным учителем для В. Бивняева всегда был и остается Ван Гог. На протяжении всей жизни он, следуя его заветам, пытается найти в картине правду души, движение своего сердца.
Игра воображения, вдохновение, талант – все это Виктор Бивняев. Художник театральный, зрелищный. Виктор Яковлевич вернулся в Ишимбай в начале 90-х. Ташкентский период его творчества – яркий, светоносный. Башкирский период начал выявлять новые качества его таланта. Такое ощущение, что он начал освобождаться от мнимой реальности, от условностей и пришел вот к такому знаковому, символическому и образному творчеству. Автор сказал о себе так: «Мне уже много лет, в эти годы более реалистично видишь мир. Я намеренно применяю темные краски и обилие красного, чтобы передать трагедию нашего государства. Это наша кровавая история – гулаги, бедные крестьяне, Беслан…»

Геннадий Немчинов, коллега по цеху, соратник и друг Виктора Бивняева рассказывает о художнике: «есть художники, которые отображают то, что видят, а есть те, которые отображают то, что принимают. Когда одна дама спросила Гюстава Курбе, о чем он думает, когда пишет пейзаж, художник ответил: « Я не думаю, мадам, я переживаю». Эти слова в полной мере можно отнести и к Виктору Бивняеву. Художники разных эпох, близкие по духу, переглядываются через пространство во времени, и Виктор пьет из этой чаши братства и преданности искусству. Все пейзажи Виктора – отражение состояния его души. Образ дерева, которое он пишет, родился в нем задолго, до начала работы. Он не копирует мир, он отображает СВОЕ понимание этого мира. Рисует волнуясь и переживая. Даже в контакте с натурой творит его воображение и душа. Дерево же для художника – только повод. Еще один повод рассказать нам СВОЮ историю, непохожую ни на какую другую.
Сам художник рассказывает о себе следующее: «В детстве я перепробовал множество занятий, ходил в различные кружки и секции. Но мне не нравилось ничего – не лежала душа. Однажды зашел в изокружок, которым руководил Иван Михайлович Павлов. В комнате стоял пенек, в нем торчал топор – подростки рисовали натюрморт. ребята здесь уже занимались пол года. Они чувствовали себя почти мастерами, и ко мне, как к новичку, отнеслись не очень дружелюбно. Покрутившись среди них. я уже было собирался уходить, как в дверном проеме возникла худощавая фигура. Это был учитель. Он меня не отпустил, усадил за мольберт, дал бумагу и карандаш. Через несколько уроков я понял, что это – мое. Из тех учеников, кто тогда рисовал натюрморт, ни один не связал свою судьбу с изобразительным искусством, а я остался на этой стезе на всю жизнь».

На открытии художнику были заданы вопросы.

— Работы раннего периода, созданные Вами в Ташкенте в годы студенчества, отличаются яркой палитрой, картины последних лет – темные, тревожные, трагичные. Сказывается возрастное восприятие действительности?
— Во-первых, на юге краски природы совсем не такие, как в средней полосе. Многие художники едут в южные страны «чистить палитру», поскольку там все: земля, небо, солнце, цветы ярких, локальных цветов. Во-вторых, конечно, восприятие жизни в молодости совсем иное: ты просто радуешься, поешь, тобою легче переносятся трудности, у тебя все впереди. И это «Все» — светлое, прекрасное, твое сердце полно надежд на лучшее. Сегодня мне хочется передать в картинах боль обманутых людей, их горе, трагедию. Сколько испытаний вышло на долю нашего народа, сколько прекрасного светлого было уничтожено варварами. Покосившиеся заборы с кривыми жердями поперек композиции, полуразрушенные мостики — символы тупика, дороги ведущей в никуда, разрыва связей времен, поколений. Людям живется тяжело, невесело. Но хуже всего то, что духовность опустилась на низкий уровень, поскольку самые лучшие проявления ее были истреблены в советский период. Сегодня меня писать картины из дома гонит не радость, как в ташкентские годы, а боль за родной народ. Несмотря ни на что, мне интересно жить. Я каждый день открываю мир заново. Мне не надоедают пейзажи, среди которых я брожу изо дня в день. Один и тот же сюжет я вижу изо дня в день по-разному, пишу по- новому. Все равно – жизнь прекрасна.
— Как происходит процесс творчества? Как вы определяете что работа закончена?
— Я не могу этого объяснить. Выхожу на улицу с мольбертом и начинаю писать то, что «царапнет» мою душу. Приступаю к работе и отключаюсь от окружающего мира, а оказываюсь возле готовой картины, когда она уже написана.
— Необходимо учиться. Без базовых знаний – никуда. Отправляться в свободный полет можно тогда, когда знаешь законы летного дела, т. е ремесла. Я благодарен Ивану Михайловичу за то, что он поставил меня на эти рельсы. Это был великий учитель, он вырастил целое поколение художников нашего города. А вот духовным учителем для меня всегда был и остается Ван Гог. На протяжении всей жизни я, следуя его заветам, пытаюсь найти в картине правду души. Смываю, рисую заново до тех пор, пока не почувствую, что в ней есть движение моего сердца.

Выставка ВИКТОРА ЯКОВЛЕВИЧА БИВНЯЕВА работает до 28 ноября 2018 года по адресу ул. Коммунистичсекая, д. 84.

Справки по телефону 8 3473 22 97 80.