На сегодняшний день на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан зарегистрировано 35 пожаров, в огне погибло 18 человек, травмировано 8 человек (в том числе один ребенок).Основная доля пожаров (23 случая) произошла в жилом секторе (квартиры, жилые дома, надворные постройки и т.п.), погибло в жилом секторе 15 человек. На транспорте произошло 6 пожаров, где огнем было повреждено семь автомобилей.
Возможно, это связано с игрой слов, но едва ли кому придет в голову искать связь между едущим автомобилем и факелом. Бесспорно, что в наших условиях чаще вспыхивает водитель, чем автомобиль, статистические данные подтверждают, что современный автомобиль может гореть успешнее, чем известный смоляной факел.
В большинстве случаев нас вводит в заблуждение металлический кузов, который выглядит так огнеупорно, что мы забываем — для возникновения пожара необходимо всего лишь наличие горючего, кислорода и соответствующей температуры. Топливо, масло, шины, резиновые прокладки, обивка салона и чехлы сидений воспламеняются. Кислорода для этой цели, как ни странно, в городском воздухе вполне достаточно, а жара столько, что мы часто даже не представляем себе.
Роль зажигалки может сыграть плохо изолированный провод, искрение жести кузова при столкновении и опрокидывании автомобиля или разогревшиеся при быстрой езде недостаточно накачанные шины. Лучше горят те типы автомобилей, у которых большая часть облицовки выполнена из дерева и плотной бумаги, а оборудование — из пластмассы, или бензобак расположен близко к двигателю. Но вас, очевидно, прежде всего интересует, как предупредить пожар автомобиля. Некоторые из нас делают это бессознательно из врожденного чувства аккуратности. Так, мы боремся с возможностью возникновения пожара, когда, например, моем двигатель и очищаем его от легко воспламеняющихся масляных пятен. Если вы до сих пор не поступали так, тогда проникнитесь убеждением, что чистота двигателя не только вопрос эстетики и что слой жира на нем не только затрудняет его охлаждение, но и может превратиться в поджигателя.
Запах паленой резины всегда служит сигналом загорания электропроводки. В таком случае важно вовремя отсоединить аккумуляторную батарею. Если гайки заржавели, то сделать это нелегко, так что и здесь правильное содержание автомобиля является частью профилактики пожара. Кроме того, трудность часто заключается и в том, что мы не можем быстро найти подходящего инструмента для отсоединения клемм. Ведь пожар автомобиля никому не придает спокойствия, а в волнении, как известно, мы иногда не можем найти даже очки на собственном носу, не то что ключ. Поэтому аккуратные и предусмотрительные водители прикрепляют его на специальном кронштейне вблизи от аккумуляторной батареи. Возможно, на это направлено и суеверие, говорящее, что по закону подлости огонь не может вспыхнуть там, где мы к нему готовимся.
Наконец, причиной пожара автомобиля часто может послужить сигарета. Для этого достаточно, чтобы в автомобиль потоком воздуха через окно занесло горящий пепел или окурок на место, где есть подходящие условия для воспламенения. Совсем не оправдывает себя привычка беречь пепельницу, выбрасывая остатки сигарет в окно. Ведь может случиться, что так вы сохраните одну только упомянутую пепельницу. Аккуратность помогает предупредить возникновение огня, а небрежность, наоборот, способствует этому. Замасленная тряпка, забытая на двигателе, обычно загорается быстрее, чем мы начинаем ее искать.
07 апреля 2016 года в городе Стерлитамак произошло загорание грузового автомобиля, дело обстояло так. 07 апреля 2016 года в 01 час 49 минут на пульт Единой диспетчерской службы города поступило сообщение о загорании грузового автомобиля у перекрестка улиц Бабушкина и Короленко. На момент прибытия первого пожарного подразделения кабина грузового автомобиля марки DAF горела открытым пламенем, была угроза распространения пламени на грузовой прицеп. В результате пожара огнем полностью повреждена кабина машины, прицеп огнем не поврежден. В ходе проведенной проверки было установлено, что ночью в машине ночевал водитель, который поздно вечером разгрузив свой груз, не стал двигаться в ночное время, и решил переночевать в машине. Прогрев кабину машины водитель уснул и когда проснулся через некоторое время, то почувствовал запах гари. В кабине дымок исходил из-под панели приборов. У водителя произошла паника, он открыл все двери, и в это время вспыхнула открытым пламенем полностью панель приборов. Водитель не смог воспользоваться огнетушителем, так как он был в дальнем углу кабины. Пока водитель побежал за помощью к сторожам соседней организации, огонь стал разгораться и охватил всю кабину. Предварительной причиной возгорания автомобиля послужил аварийный режим работы электрической сети транспортного средства.
При пожаре решающее значение имеют первые минуты. Каждая из них ценится если не на вес золота, то по крайней мере — автомобиля. Поэтому не надейтесь на то, что у вас хватит времени найти огнетушитель и что вы еще успеете в спокойной обстановке изучить инструкцию по обращению с ним
При тушении пожара не направляйте струю прямо в огонь, а постарайтесь попасть в его очаг. За исключением бензина, все горит по направлению вверх, и если вам удастся погасить очаг, пожар кончится. В интересах собственной безопасности не тушите пламя против ветра. Так как кислород поддерживает горение и его приток сводит на нет все старания, никогда не открывайте полностью капот, а при пожаре в салоне автомобиля — окна и двери. Гасить пожар через небольшую щель неудобно, здесь нужны сноровка и значительные усилия, но спасение автомобиля стоит этого.
Опасность пожара автомобилей угрожает постоянно. И если вы в волнении забудете все вышеупомянутые советы и правила, один из них нужно запомнить как можно лучше. Самое главное — быстро и без паники спасти в первую очередь людей. Все остальное можно возместить или примириться с потерей.
Старший дознаватель Стерлитамакского межрайонного отдела
надзорной деятельности и профилактической работы
УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан
майор внутренней службы Ю.Г. Фомин