«Школа волшебства»

63

Как мы сообщали ранее, молодая и талантливая актриса Стерлитамакского Государственного русского драматического театра Елизавета Тодорова отправилась постигать тонкости театрального мастерства в знаменитую «школу чародеев» — Международную летнюю театральную школу Союза театральных деятелей России (СТД). По приезду, Елизавета с радостью поделилась впечатлениями о днях, проведенных в школе:

—  Целый месяц мы жили и творили в творческой резиденции Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей России «Звенигород». Ведущие мастера российского театра работали с нами, молодыми актерами, прибывшими из самых разных уголков земного шара (в буквальном смысле от Канады до Австралии — в этом году «школьная» география включила 28 стран!) Этакий «Артек», только профессионально направленный. Жизнь школы — это ежедневные (с 9 утра до 9 вечера) тренинги, лаборатории, мастер-классы, репетиции, групповые и индивидуальные занятия по основным профессиональным дисциплинам: актерское мастерство, сценическая речь, движение и фехтование, современный танец, импровизация и ритмика. Все занятия проводили педагоги из ведущих театральных вузов Москвы — ГИТИСа, школы-студии МХАТ, Театрального института им. Бориса Щукина. Мастер-классы давали Александр Калягин, Адольф Шапиро, Сергей Женовач и Евгений Стеблов. Занятия по актерскому мастерству вели Вениамин Фильштинский, Вячеслав Кокорин и Бернардас-Гитис Падегимас. Сергей Безруков проводил очень интересные мастер- классы. Я лично читала ему стихи Есенина!  В первый день, день открытия, нам подготовили шикарную концертную программу, перед нами выступил Председатель Союза театральных деятелей РФ, Народный артист России, художественный руководитель данной школы — А. Калягин. На следующий день был кастинг: режиссеры — «золотомасочники», как мы их называли, распределяли всех нас (82 человека) в 5 проектов. Да, пять полноценных спектаклей мы должны были представить зрителям по итогам обучения: это две драматические постановки, кукольный спектакль, пластический спектакль и уличный перфоманс. После томительного многочасового ожидания глубокой ночью вывесили «распределение»: я попала в драму к Дмитрию Брусникину — Заслуженному артисту России, художественному руководителю мастерской в Школе-студии МХАТ, очень хорошему педагогу. И началось… Занятия стартовали рано утром и заканчивались даже не за полночь, а порой на рассвете: 3,5 часа в сутки максимум приходилось спать. Репетиции, режиссерские лаборатории, хватало и домашнего задания: делать этюды, учить тексты, даже сочинение писали на тему: «Главное событие в моей жизни, которое делит жизнь на «до» и «после». Все наши сочинения, кстати, потом были выпущены отдельной брошюрой. Иностранцы занимались по системе Станиславского. Все они попали в перфоманс — это жанр «площадного театра», особый стиль, рассчитанный на впечатления: минимум текста, что, несомненно, спасало при языковом барьере. Это песни, декорации, свет. Тема была выбрана экологическая – «Лес», простая и понятная всем: лес в жизни человека, как мы его губим, и как важно жить в гармонии и согласии. Мастера- кукольники, руководители мастерской Борис Константинов (главный режиссер театра кукол им. Образцова) и Евгений Ибрагимов (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»), взяли не просто сложный, но очень острый материал – роман «Как закалялась сталь» Николая Островского. Что касается нашей мастерской, Дмитрий Брусникин выбрал нам пьесу Ивана Вырыпаева «UFO». Это современная пьеса — про Бога, про время. По его словам, этот драматург интересен ему тем, что его работы затрагивают сложные, многослойные взаимоотношения человека со своим внутренним миром. Он пишет даже не драму, а документальный театр. Это новое направление, у нас этого пока нет. Я никогда не работала в таком жанре! И поэтому, признаюсь, мне было очень, очень сложно, но  безумно интересно. Новый опыт – это всегда трудно. Мы для этого спектакля брали интервью у обычных людей о событиях, которые изменили их жизнь, вживались в рассказанные нам истории. Зачем создан наш мир? Для чего мы живем? Куда мы уйдем, реализовав свое земное предназначение? Подобные вопросы задает себе каждый, каждый из нас, независимо от образования, воспитания, профессии! Как это важно, и как это правильно. Я так счастлива, что смогла принять участие в работе этой школы, приобретенный опыт просто бесценен! И самое главное: если бы я не работала в Стерлитамакском русском драматическом, если б не было всех этих ролей — я бы никогда туда не попала, да! Мечты сбываются – это факт.

Что ж, занятия закончены, выпускные спектакли сыграны. Александр Калягин торжественно вручил «школьникам» дипломы, сертификаты и нагрудные знаки. Дружеские объятия, слезы расставания – волшебство закончилось. Но осталось осознание главного: искусство не имеет географических и языковых границ. Театр — это целый мир, это — мы сами.

Коллектив Стерлитамакского Государственного русского драматического театра.