Помните сказку про Жар-птицу или про кузнеца и железную розу? В Стерлитамаке живет и творит мастер, который своими руками создает из холодного металла необычные арт-объекты и скульптуры: клетку для той самой Жар-птицы, железные розы, животных и многое другое.
Житель Стерлитамака Радик Насретдинов – профессиональный сварщик. Художественной ковкой он занимается уже почти 10 лет. За это время обычные куски металла в его руках преобразились и украсили множество домов не только в Стерлитамаке, но и за пределами Башкирии. Кроме того, Радик создал и входную группу на Аллее пожарных, расположенную на ул. Вокзальной.
Мы связались с мастером и узнали о том, с чего все началось и как на самом деле создаются железные скульптуры.
— Радик, расскажите, с чего все началось? Вы намеренно обучались ремеслу или пришли к этому самостоятельно методом проб и ошибок?
— На путь сварщика после окончания школы меня направил отец. Он тоже сварщик. Это востребованная профессия, без хлеба с маслом точно не останусь – так он говорил. Дальше – тяжелый труд, море пролитого пота и потраченных нервов. Это и привело в конце концов к тому, чем я занимаюсь сейчас, и сделало из меня профессионального сварщика.
Однажды я увидел объявление об изготовлении сварочных конструкций. Под ним был комментарий девушки, она спрашивала о возможности сделать из металла цветок. Но на вопрос никто не отвечал. Что-то меня толкнуло написать ей в ответ. Я сказал, что могу сделать цветок, хотя понятия не имел, как его делать. Благодаря интернету нашел видео и все-таки сделал. Получилась красивая роза, мне понравилось. Так я и начал творить. На этом, конечно, я не остановился. Не раз приходили идеи, как обыграть розы и что еще можно с ними сделать. Подсказывали друзья и знакомые.
После этого я приобрел несколько небольших станков для ручной холодной ковки. Я начал делать кованые скамейки, ворота и многое другое. Искал идеи в интернете, делал то, что «цепляло» меня. Поначалу работал также на частников, а вечерами в свободное время творил в гараже.
Как-то раз с друзьями заговорили о заборе в музыкальном стиле. Мне подсказали, что можно оформить забор с использованием нот, а ворота сделать под силуэт скрипки. И тут меня понесло. Я зацепился за слово «скрипка». Но решил, что нужно сделать не силуэт, а настоящую скрипку. Полностью из металла. Нашел чертежи, рисунки. Постепенно, деталь за деталью, собиралась зимними вечерами в полноценную скрипку. Настоящими здесь были только струны и деревянные колки.
— Вы работаете по заказу или для себя?
— Художественной ковкой я начал заниматься в 2011 году, параллельно работая на частную компанию. Многие объекты сделаны по заказу, например, входная группа на Аллее пожарных. Множество работ находится в частных домах, какие-то уезжают в Москву, Екатеринбург. Естественно, мне очень нравится работать над такими необычными заказами. От полученного результата невозможно не получать удовольствие. Но есть работы и для себя.
Бывает возникает какая-то идея или увижу что-то в интернете. Если зацепило, то меня уже не остановить. Я не сплю ночами, пока не начну творить и создавать шедевр.
— Я увидела в вашем аккаунте скульптуру женского тела «Энигма». Заинтересовывает она тем, что выполнена более чем из 1000 гаек. Сколько времени ушло на ее создание и откуда такая идея?
— Мои знакомые часто присылают разные картинки из интернета. Однажды прислали и фотографию женского бюста с волосами из цепей. Мне очень понравилась идея, и я решил создать нечто похожее, но внес свои изменения.
Создавал я ее в свободное время, она очень долго стояла в углу, завершенная лишь наполовину – почти год. Тут очень важно вдохновение. Бывают такие моменты, когда инструмент просто не лежит в руке. А случается и наоборот – хочется творить и создавать что-то новое.
— Вдохновение – вымысел и все дело в наличии свободного времени и умении?
— Вдохновение – это очень важный момент, который, как мне кажется, играет очень большую роль в создании моих работ. Оно может прийти внезапно и с неожиданной стороны. Так было и с «Энигмой». Когда я начинал ее делать, мои глаза горели от предвкушения результата. Но это терпеливый и кропотливый труд, который не каждый вытерпит, потому что в процессе бывает не все идет так гладко, как кажется, глядя на конечный результат.
— Как набраться этого терпения?
— Не стоит торопиться и гнаться за результатом. Нужно просто наслаждаться процессом. Если устал, отдохни день, два, неделю. Когда почувствуешь, что снова готов продолжить – бери и делай. Тогда конечный результат порадует и тебя, и других.
— Что бы вы пожелали жителям Стерлитамака?
— Людям, которые могут сделать что-то своими руками, я хочу пожелать огромного терпения. Ручной труд – тяжелый труд, который достоин уважения. Если вам действительно интересно заниматься делом, которое вам по душе – это здорово! Наберитесь терпения, и все получится, пусть и не с первого раза, но получится. Я проверил.