ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ «ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА» из собрания БГХМ им. М. В. НЕСТЕРОВА

46

Новый выставочный проект Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова представляет около пятидесяти произведений живописи, скульптуры, фарфора и фаянса из собственного собрания, открывающие мир художника.
Настоящий портрет, по мнению В.Г. Белинского, это произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала. Именно это качество определяет содержание представленных работ башкирских мастеров, которые раскрывают мир чувств, мыслей художников, квинтэссенция которых заключена в полотне Р. Хабирова «Художник и время» (1987). Его содержание –  это размышление о предназначении художника, его роли и месте в жизни Родины.

Красота и чистота человеческого духа стала содержанием  произведений старейших мастеров. Самое раннее из них – овеянный романтической окраской «Автопортрет» (1920) А.П. Лежнева. Образ русского интеллигента, благородного, вдумчивого человека доносит до нас «Автопортрет» (1934) Ю.Ю. Блюменталя, тонкого живописца, отдавшего много сил делу развития нашего художественного музея. Погибший в годы Великой Отечественной войны Г.А. Амиров передаёт в своём портрете 1940 года сосредоточенность, внутреннюю готовность к действию. Аналогичен по содержанию «Автопортрет»(начало 1950-х годов) К.И. Герасимова. Написанные в традициях русской реалистической школы эти произведения имеют для нас не только художественную, но и мемориальную ценность.

Реалистическая направленность лежит и в основе творческих приёмов художников последующих поколений. Замечательно полотно 1981 года У.Г. Мухаметшина, в опоэтизированной, символической форме воскрешающее образ первого национального художника К.С. Девлеткильдеева, вдохновенного человека с драматической жизненной судьбой. Ф.А. Кащеев в 1965 году создал портрет своего духовного учителя, патриарха башкирского искусства А.Э. Тюлькина. Самозабвенная преданность живописи, которая была смыслом его жизни   –   лейтмотив этого произведения, цветовая звучность которого олицетворяет внутреннюю активность портретируемого.

Языком больших мастеров говорят в своих работах А.Ф. Лутфуллин и А.А. Кузнецов, содержанием автопортретов которых (1970-е гг.) стало выявление самоанализа ищущей творческой личности и внутренней устремлённости. Проникновенные, мудрые характеристики своим героям-художникам даёт Лутфуллин в портретах Эрнста Саитова (1964) и Адии Ситдиковой (1979).

Монументальный по форме «Портрет художника А.В. Пантелеева» (1974), исполненный по левкасу А.В. Юдиным, во всей обрисовке – в выражении лица, жестах рук, позе фигуры и деталях композиции подчёркивает целеустремлённое движение духовной жизни портретируемого. «Автопортрет» (1988) С.В. Маджара, напротив, невелик, но подкупает той силой волевой собранности и внутреннего темперамента, которая в нём заключена.

Смысл творческой натуры, овеянной высокой духовностью раскрывают автопортреты Ф.А. Кащеева, И.И. Фартукова, Е.О. Клеймёнова, В.Я. Батищева, Вагиза Г.Шайхетдинова (1980-2000-е гг.), а также работы кисти Р.С. Хабирова «Портрет Бориса Домашникова» (1989), Р.А. Шарифуллина — «Портрет Евгения Винокурова»(1997) и «Портрет Амира Мазитова» (2006). О смысле жизни и тайнах мироздания размышляет в «Автопортрете» (1985) В.А. Руденченко, драматическими нотами окрашено полотно М.М. Мухаметова (2005). О связи с родной землёй и её традициями образно повествует в «Автопортрете. Сквозь времена» (1998) Х.С. Фазылов.

В экспозицию включено также полотно известного мастера советского искусства В.А. Игошева, который является воспитанником башкирской живописной школы. Его «Автопортрет» (1988) – это исповедь автора с чуткой душой, взволнованно глядящего на мир.

Портретную галерею органично дополняют скульптурные произведения, в психологических характеристиках которых звучат те же ноты вдохновения и благородной возвышенности. Таковы, исполненные в бронзе «Портрет  М.А. Назарова» (1997) Ф.С. Нуриахметова, «Портрет Ф.С. Нуриахметова» (1998) В.Г. Лобанова. «Автопортрет» (1992) Н.А. Калинушкина наглядно демонстрирует предназначение скульптора, таинство рождения его творческой мысли.

Смысловой концепцией представленных в экспозиции произведений воспринимается живописная композиция Н.Л. Пеганова «Вифлеемская звезда» (1997) – групповой портрет художников М.А. Назарова, Н.А. Калинушкина и Н.Л. Пеганова, которые были единомышленниками в искусстве и жизни. Красиво стилизованное, с тонкой пластикой и светозарным колоритом полотно представляет их в образах библейских волхвов, несущих людям свет добра и вдохновения.

                                                  В.М. Сорокина, главный хранитель фондов музея