Выставка живописи легендарного башкирского художника Наиля Латфуллина

144

В Стерлитамакской картинной галерее 21 августа 2014 года открывается выставка живописи легендарного башкирского художника Наиля Латфуллина, идейного вдохновителя и лидера всем известной сегодня группы художников «Чингисхан» (1990-1992 гг.)
Наиль Латфуллин – инициатор создания и первый руководитель творческого объединения «Чингисхан» (с 1990г., г.Уфа), график, живописец и поэт. Его называют самым оппозиционным художником Башкирии того времени, он положил начало неофициальным выставкам, стал первым художником в республике, которому предлагали контракты владельцы европейских галерей. Творчество его, как и судьба, часто сопровождается определениями: неровно, импульсивно, страстно.

Лауреат Первой Международной независимой  культурологической премии Независимого культурологического фонда «Туран» (Казань) за 1993 год (в составе ТО «Чингисхан», посмертно). Член СХ СССР (РФ) с 1990 года.    

Первая выставка группы «Чингисхан» состоялась во дворце им. И.И. Газа (г. Санкт-Петербург). В 1991 году один из инициаторов и организаторов выставки «ТатАрт» в  Мраморном зале Этнографического музея в Санкт-Петербурге, и Казани в выставочном зале СХ РТ.

В 2002 году в Уфе открылся Музей им. Н. Латфуллина, позже переименованный в Музей современного искусства РБ им. Н. Латфуллина.

При жизни Наиль Латфуллин  не был  избалован широким  признанием  и славой.  Последняя (как это часто бывает с талантливыми людьми,  опережающими время) пришла лишь после смерти художника, когда,  наконец, наследие Наиля стало достоянием широкой публики в той степени, какой этого заслуживала его живопись и поэтическое творчество.

Но и сегодня, по прошествии более двух десятилетий после смерти художника, когда его посмертными персональными выставками опубликованы едва ли не все работы, творчество Наиля Латфуллина в целом еще недостаточно исследовано.

Интуитивный художник, доморощенный (в лучшем смысле этого слова) философ и поэт, каким Наиль предстает сегодня перед нами, он пытался понять главные с его точки зрения вещи — человеческого предназначения, суть и сущность гармонии мира, как  мог, он  отражал свое мироощущение и миропонимание в стихах, записях и живописных полотнах.

Становления художника приходится на 1970-е годы – время, когда советская живопись уже имела за плечами опыт попыток вырваться из рамок устоявшихся догом. Начало творческого пути Наиля Латфуллина отмечено первыми попытками демонстрации новых возможностей живописи. Он работает в пределах жанровой принадлежности (пейзаж, натюрморт, портрет) и связанных с тем или иным жанром форм, однако уже не укладывается  в традиционные рамки реалистической системы: его картины свободны от привычных представлений о перспективе, объеме и предметной форме.

Воспитанный на традициях башкирской живописи, насыщенной и яркой по цветовым характеристикам, в работах начала 1980 – х годов Н. Латфуллин то раскрепощает кисть, накладывая краску широкими мазками, придавая пластическую неопределенность и нервную экспрессию живописной структуре произведения, то стремится к достижению декоративности посредством противопоставления конкретно очерченных цветовых пятен. Весь период 2-й половины 1970–1980 годов можно определить как период, характеризующийся первыми экспериментами в пределах жанровых реалистических изображений – плоскостной  трактовкой пространства, опытом фактурной живописи, стремлением к декоративности цвета.

Девизом его жизни всегда был поиск. Поиск безудержный, постоянный  и жадный до получения тех результатов, которые могли бы удовлетворить его неуемную натуру. Это поиск – нового изобразительного языка, новых средств выразительности, новых форм изложения темы – заставлял  художника экспериментировать, то противопоставляя различные стилевые принципы друг другу, то пытаясь примирить их. И все же, несмотря на широкую  амплитуду стилистических «колебаний», почерк Наиля вполне узнаваем.

Работы 1989 – 1991 годов отмечены обращением Наиля Латфуллина к абстрактной стилистике. Важно отметить, что сами по себе формальные принципы абстракционизма как художественного метода не интересовали Наиля, для него было важно создание своей собственной модели структурности мира, так как он его чувствовал и понимал. Произведения последнего 1992 года аккумулируют живописные достижения художника, ставшие результатом его поисков и многочисленных экспериментов.

В живописном и литературном наследии Наиля Латфуллина сконцентрировались и нашли оригинальную трактовку многие художественные и эстетические идеи. Они воплощены в его картинах, имеющих бездну мыслимых и немыслимых форм, которыми определена их весьма разнообразная стилистика – от реализма и неопримитивизма до абстракции. Как всякий человек он был обуреваем страстями и, вероятно, не лишен недостатков. Но все они смикшированы большим достоинством Наиля Латфуллина – талантом художника, спешащего жить и жадно исследующего мир.

 

По материалам о творчестве художника