6 февраля открываются выставки Р. Кадырова и В. Ханнанова

37

Стерлитамакская картинная галерея с 6 по 25 февраля 2015 представляет две уникальные выставки, которые контрастируют и тематикой, и художественными средствами выражения. «Деревенская архаика» и «Босх-Бали». И это, конечно же, откровения авторов о свободе, красоте и счастье. Утонченная, полная человеческого тепла, деревенская лирика Рафаэля Кадырова и экспрессивные растерянно-печальные образы Василя Ханнанова раскрывают различные стороны человеческого бытия, психологии взаимоотношений и одиночества в современном мире.

Рифмы Рафаэля Кадырова
Упало семя наземь и превратилось в дерево. Тихо-тихо, словно круги по воде, разошлись годовые кольца, и проявились линии, тонкие, упругие, сохранившие образ ушедшего времени. Они поведали о зимах и вёснах, о годах тучных и годах скудных, но всё равно светлых, ведь счастье, друзья мои, не знает засушливых лет.

Деревянная доска — для живописи материал исконный. Леонардо да Винчи написал «Джоконду» на доске из тополя. А Рафаэль Кадыров свою «Мадонну» — на жизнью траченном куске фанеры. Он обратился к дереву не ради эксперимента и не для того, чтобы прикоснуться к традиции великих мастеров. Это как-то само получилось, словно кто-то позвал негромко.…
Если пошебуршать на чердаке, приглядеться к кованому сундуку, смахнуть пыль с бабушкиного комода, поскрипеть дверцами старого платяного шкафа — можно услышать забытый мотив, различить слова и обрывки фраз, произнесённых кем-то, сказанных когда-то кому-то, и вспомнить то, чего никогда не знал, о чём лишь смутно догадывался.

Однажды Рафаэль нашёл видавшую виды створку комода и понял вдруг, как будет называться его следующая работа — «Веретено». Так бывает, озарение приходит к художнику — к конкретному творцу — с именем и отчеством, а в соавторах у него потом оказывается то кусок древесины, то весь подлунный мир. Рафаэль говорит, что у каждой доски свой характер, свой темперамент и своя судьба. Её текстура и природный цвет часто ведут его, подсказывают колорит, пластическое решение и сюжет картины. Нужно только суметь прочесть послание, разобраться в древесной тайнописи. Доске нельзя навязывать собственную волю: насилия она не терпит. Необходима особая деликатность, чтобы не «замучить» материал, не потерять его хрупкий узор… Та самая дверца комода, морёная временем и невзгодами, положила начало целому циклу работ Рафаэля Кадырова «Газели», который в октябре был представлен уфимскому зрителю в Малом выставочном зале Союза художников.

Он стал писать ещё легче, ещё прозрачнее, ещё воздушнее. Под слоем подмалёвка, тонким, словно вуаль, мерцает дерево. Волны прохладного цвета бороздит прихотливая линия. Поменяв материал, Рафаэль не изменил своим героям. Всё так же задумчивы и немного печальны нагие девы, всё так же могуч и брутален бык, всё так же статичны старушки и ялик месяца по-прежнему снуёт в небесах. Привычный зрителю изобразительный ряд дополнен двумя строгими и торжественными натюрмортами. Ржавые утюги миролюбиво откинули забрала, переплеты Корана благочинно лежат на столе, закопчённая керосиновая лампа полна достоинства и церемониального блеска. Так художник отдал дань памяти своему дедушке и своей бабушке. Работы Рафаэля Кадырова исполнены тонкого лиризма. Они просты и лаконичны, как персидские стихи газели, где на две строки — одна рифма, где на два сердца — одна любовь.

Хайдар Кульбарисов


Выставка «Босх-Бали» Василя Ханнанова.

Экспозиция в стиле экспрессионизма представит произведения известного уфимского живописца, заслуженного художника Башкортостана Василя Ханнанова.

Номинально этой серией картин автор отсылает зрителя к бессмертным произведениям Иеронима Босха (1453-1516), вернее, к фрагменту одной из картин Das Paradies auf Erden, где художник изобразил сцены из Рая.

«Эту серию я задумал в 2010 году, во время поездки на Бали, райский уголок земли, — говорит художник. — Сама серия является частью крупного художественного проекта. Идея такова: где бы человек ни находился, он всюду носит себя с собой, в том числе и свой ад. От себя не убежишь. Как сказал классик: «И кто знает, что твоё завтра не будет хуже, чем твоё вчера».