26 апреля в 17-00 в Стерлитамакской картинной галерее состоится открытие фотовыставки «Город в лицах». Авторы – известные и молодые городские фотографы, убедительно передающие атмосферу праздничной и повседневной жизни нашего города. Все они – члены Стерлитамакского отделения Союза фотохудожников РБ. Екатерина Аверьянова – руководитель общественной студии — говорит, что авторы посвятили свою очередную выставку ближайшим жизнеутверждающим событиям – Первомайскому празднику Весны и Труда, Дню Победы и празднованию Дня города.
В основном на выставке представлены документальные хроники, в которых авторы снимков стремились, прежде всего, к объективности и точности происходящего. Поэтому на выставке зритель может получить особенное удовольствие именно от «реалистичности» представленных образов. Фотография понимается в данном случае как средство документации, показывающее вещи такими, какие они есть. Эта позиция современных фотографов особенно бросается в глаза и производит особенно приятное впечатление из-за той бесстрастности и объективности, с какой они смотрят на собственный город.
Эстетическая убедительность фотографии проистекает от воли случая. Фотографию часто лишают права называться искусством по той причине, что ее источником не является тотальная воля художника, формирующего свое произведение. В основе фотографии лежит безличный механический процесс, не поддающийся абсолютному контролю со стороны человеческой субъективности. В процессе создания фотоснимка мы выбираем сюжет, точку зрения и т. д., но осуществляем свой выбор в рамках тех возможностей, которые предлагает нам техника. Этим фотография отличается от живописи, где индивидуальность художника манифестирует себя посредством нередуцируемой авторской манеры. Но в этом и заключается уникальность фотографии: она эксплицитно отвергает тотальную, всепроникающую власть художника. В фотографии всегда остается нечто незапланированное. Здесь присутствует случайность, неконтролируемое вторжение объективной действительности. А случай, то есть нечто такое, что не поддается тотальному контролю со стороны человеческой субъективности, в современную эпоху выступает как аутентичная манифестация самой реальности. Реальность для нас – это то, что не может быть запланировано, а просто случается. Фотография открыта случаю, и в этом состоит ее особый эстетический статус. Она только тогда кажется убедительной, когда содержит в себе элемент случайности. Тонкая игра со случаем и есть то, что производит на зрителя непосредственное впечатление убедительности. На выставке представлено немало ярких примеров такой игры.