Как работают учителя в колонии под Стерлитамаком

53970

Сказать, что подростки, которых учит Юсуп Бикмурзович Мурзабулатов, считаются трудными, значит, ничего не сказать.
Трудными из труднейших. Собранными из нескольких регионов страны. Всего в возглавляемой Юсупом Бикмурзовичем школе занимается порядка 50 учеников. Точнее сказать невозможно, их число меняется едва ли не еженедельно. Одни освобождаются, другие приезжают отбывать наказание. Школа находится в Стерлитамакской воспитательной колонии. В России таких всего 23, их них 21 колония предназначена для юношей, 2 – для девушек.

В настоящее время в Стерлитамаке отбывает наказание всего 47 воспитанников из Башкортостана, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей. Колония рассчитана на 276 «посадочных мест», но наполнение ей не грозит. Гуманизация наказания коснулась в первую очередь несовершеннолетних правонарушителей. Чтобы угодить за решетку, одной кражи ли грабежа мало. Почти наверняка приговор будет условным. И даже двух, как правило, недостаточно. Самыми распространенными статьями уголовного кодекса у здешних обитателей являются убийство и изнасилование.

И все-таки Юсуп Бикмурзович подчеркивает не особенность своих учеников, а общее, что роднит их с благополучными детьми.

— Он остается ребенком. У него мышление ребенка. У него психология ребенка. Его можно увлечь. Например, у меня организован конкурс за лучшего ученика. Ребята с удовольствием борются за победу.

Они не потеряли способность к сопереживанию. Хотя сами проявляли жестокость. Но дать адекватную оценку своему поступку не могут. И это тоже чисто подростковая реакция. Помню такой случай. Однажды вижу, стоит воспитанник в укромном уголке и плачет. Странно, парень за себя постоять может. Спрашиваю: «В чем дело?» «Собаку жалко». «Какую?» «Бима. В кино». Фильм «Белый Бим, черное ухо» только что показали в клубе. Плачущий воспитанник в свое время входил в группировку «Волчья стая», совершил жуткое преступление: групповое изнасилование, покушение на убийство, девушка чудом осталась жива.

История эта случилась давно. В ту пору Юсуп Мурзабулатов был действующем сотрудником уголовно-исполнительной системы. Первый раз он попал в воспитательную колонию на экскурсию еще в 1983 году, будучи студентом географического факультета Башкирского педагогического института. И получил от администрации предложение на работу: «Нам нужны люди с педагогическим образованием. Колония расположена далековато от города. Есть сложности с подбором кадром». Убедили.

Так состоялся переход со студенческой скамьи на должность воспитателя. Учреждение, в котором тогда отбывало наказание порядка тысячи человек, считалось одним из лучших в стране. Воспитательной колонии неоднократно присуждалось Переходящее Красное Знамя МВД СССР и ЦК профсоюза государственных учреждений.

А Юсуп Мурзабулатов добился почетного звания «Лучший воспитатель воспитательных колоний МВД СССР». В отставку он вышел в 2003 году с должности заместитель начальника колонии по оперативной работе, охране и режиму.Но на пенсии пробыл всего три дня. Дело было в августе. В канун нового учебного года тяжело заболел директор школы, учителя еще были в отпуске. Начальник колонии предложил мне должность директора. Анатолий Александрович, предыдущий директор, благословил: «Бери бразды, вперед!».

— Особых сложностей не возникло, по той причине, что я долго работал в системе. Ребята меня прекрасно знали. Педагогический коллектив тоже. Учителя – опытные, с большим стажем работы. Текучесть кадров очень мала,вспоминает директор школы.

За время, что Юсуп Бикмурзович возглавляет школу, в ней произошли существенный перемены. Появился прекрасно оборудованный компьютерный класс, широко применяются мультимедийные средства обучения. Одна из причин внедрения новых технологий прямо связана со спецификой школы. Привычные для школьников лабораторные работы осужденным делать нельзя. Колюще-режущие предметы, химические реактивы в школах при исправительных учреждениях запрещены. А вот в виртуальном виде, на экране, пожалуйста!

За компьютерами в кружке автодела ребята изучают ПДД, готовясь после освобождения сдать на права. Возможность посещать занятия является своеобразным поощрением и служит неплохим стимулом в поведение и учебе. Уроки ведет Фанил Акбашев. Когда-то он окончил пединститут (ныне – Стерлитамакский филиал БашГУ) по специальности учитель математики и информатики и сразу после получения диплома устроился в колонию.
Ранее школа была вечерней, но уже второй учебный год стала дневной. Тем самым появилась возможность преподавать такие предметы, как технология и физкультура. Задумались над возможностью изучения второго иностранного языка.

Конечно, многие ученики ранее занимались из рук вон плохо, существенно отстали от сверстников. Но поскольку их число невелико, организован индивидуальный подход к каждому.

— Главное, чтобы воспитанник для себя смог сделать открытие, что он может учиться,говорит Юсуп Бикмурозович. – И они делают это открытие. Некоторые прямо признаются: «Здесь я в первый раз в жизни вышел к доске».

О возможности достичь успехов в жизни ребятам напоминает интересный стенд, установленный в школе: «Наши выпускники». На стенде размещены фотографии и обращения давно освободившихся воспитанников, ставших взрослыми людьми, живущими интересной насыщенной жизнью. Школа дала путевку в жизнь генеральным директорам крупных предприятий, предпринимателям, военным, высококвалифицированным рабочим… Они с готовностью откликаются, пишут, делятся воспоминаниями.

А, бывает, первого серьезного успеха подростки добиваются уже в стенах школы. Так, в прошлом году ученик победил во Всероссийском студенческом конкурсе на создание эмблемы и логотипа проекта «Космический университет», проводимого Московским государственным университетом и государственной корпорацией «Роскосмос». По условию в конкурсе могли принимать участие только студенты. Но работа, присланная из колонии, оказалась настолько интересной, что жюри учредило для нее специальную номинацию.

И это наглядные примеры не только для ребят, но и для тех взрослых, что сомневаются в возможности осуществления основной цели учителей малолетних преступников – вернуть в общество полноценного человека.

Глеб Полиновский