Личности недели: мотоспортсмены Игорь Кононов и Евгений Тарасов

63645

Был 1993-ий год. Папа повел меня и маму на каустиковский стадион посмотреть спидвей. Тогда это было целым событием: полные трибуны, ветер в лицо и громкие моторы, которые для пятилетней девочки казались рыком чудовищ.
Второй раз на спидвей, уже ледовый, я попала уже в сознательном возрасте. Тот же стадион, только я в числе аккредитованных журналистов. Тогда я еще не знала, что эти гонки станут одними из последних на стадионе (В Стерлитамаке прошли мотогонки на льду). А в 2017 году ушел в историю и легендарный мотоклуб «Каустик», в котором начинали карьеру стерлитамакские чемпионы России, Европы и мира. Теперь об успехах наших мотогонщиков пишут мало, а ведь среди них целые династии. Они не только продолжают карьеру, привозя в Стерлитамак все новые награды, но и открывают новые имена.

Сегодня личности недели – двоюродные братья: чемпион мира Игорь Кононов и чемпион республики Евгений Тарасов.

Тарасов в мотоспорте более 30 лет. Кандидат в мастера спорта, чемпион по мотокроссу, первые серьезные соревнования для Евгения состоялись в 1988 году. Тогда заезды проводились по всему Союзу, чемпионат СССР охватывал и Прибалтику, и Молдавию… Уже после армии, в начале 90-х Евгений завоевал «серебро» России в первой лиге мотокросса. После развала Советского Союза Тарасов карьеру завершил. Но тяга к скорости не покидала его никогда. После многолетнего перерыва в 2015 году Евгений заявился на чемпионат республики и выиграл в классе «Ветераны».


– В спорт меня привел Александр Михайлович Кононов – отец Игоря Кононова, – рассказывает спортсмен. – Он всех мальчиков в семье приобщал к мотокроссу, техническим видам спорта, так что у Игоря просто не было шансов «отмазаться»). Раньше в Стерлитамаке была очень сильная школа на базе ДОСААФ, потом в клубе «Каустик» мы воспитывали будущих чемпионов.

Почему закрылся клуб «Каустик»?

– Слабое руководство. У руля оказался человек, далекий от спорта, да и не любящий его. Школа ведь была серьезная, профессиональная. Спортсмены начинали с фундаментального вида – мотокросса, потом постепенно выбирали специализацию: летний или зимний спидвей, триал, шоссейно-кольцевые гонки… А сейчас прежнее дело живо только благодаря таким людям, как Александр Михайлович и Игорь. Мы ведем профилактическую работу с юными мотоциклистами, своими силами и на собственные средства организовали мототрассу за Бельским мостом, устраиваем там показательные соревнования, тренируем перспективных спортсменов. Например, мой племянник Никита Тарасов – чемпион России по ледовому спидвею – наш воспитанник, сейчас выступает за клуб Каменск-Уральского.

– Мотоспорт – дорогое удовольствие?

– Достаточно затратное, но почти любой профессиональный спорт такой. Транспорт, экипировка, расходы на соревнования и тренировки – все это ложится на плечи спортсмена. Достойный мотоцикл и одежда обойдутся в 200 000 руб. На одну тренировку может уйти от 1500 руб. (это расходные жидкости – масло, например, транспортировка техники) Поездка на соревновательные заезды – минимум 3000 руб. без учета питания и проживания. Но мотоспорт в Стерлитамаке всегда был сильным, мы хотим, чтобы это так и оставалось, несмотря на трудности.

– В каком возрасте можно прийти в спорт?

– Если мы говорим о профессиональном спорте, то начинать надо с 5-6 лет. В мотокроссе победа на 80 процентов состоит из мастерства спортсмена, поэтому навыки лучше всего формировать с детского возраста. Вот Игорь, например, пришел в спорт в 13 лет. Это скорее, исключение: для профессиональной карьеры уже поздно. Буквально с первого года занятий видно, получится ли из ребенка чемпион, нравится ли ему, готов ли он работать. Бывает, родители приводят, а мальчику не интересно. А если речь о любительском уровне, то начать можно и в 30 лет.

– А какими надо обладать качествами? Ну, вот, наверно, надо не бояться травм, да?

– Не бояться – это плохо, это значит не думать. Надо бояться, но делать. Бояться – и просчитывать трассу, концентрироваться и идти к цели, тренироваться, оттачивая мастерство, внимательно готовить технику, проверять все до мелочей.

– Что еще нужно, чтобы начать выступать взрослому?

– Соблюсти обязательные правила мотофедерации: иметь навыки спортивного вождения, страховку, мотоэкипировку. Приобрести годовую лицензию (стоит 500 руб.).

– А есть в мотоспорте понятие «допинга»? Как проверяют технику на соревнованиях?

– В начале состязаний осматривают машину, ставят метки, чтобы нельзя было заменить существенные детали. Если после заезда есть сомнения, собирается комиссия, которая проверяет технические изменения. На допинг спортсменов проверяют на всех соревнованиях высокого уровня, как и в других популярных видах спорта.

– Расскажите про свой нынешний сезон. Как оцениваете свои шансы на победу?

– По травме прошлый год я пропустил, поэтому сейчас «вкатываюсь». В начале мая съездил в Оренбургскую область, там сезон раньше республиканского начинается. Провел два этапа, стал третьим. Летом прошли заезды в Уфе, Оренбурге. Везде у меня стабильный второй результат. Сейчас из чемпионата я выбыл, так как в августе участвовал в мотопробеге «Ночных волков».

– Мотоспорт не только затратный, но и экстремальный, верно? Как ваша семья относится к такому увлечению?

– Она понимает, что я не могу без этого. Это не поддается обычному объяснению.

– Расскажите про «Ночных волков». Есть еще представители в Стерлитамаке?

– Нет, мы с Игорем единственные. Вот у нас есть жилет. Он, так сказать, подтверждает наше членство в клубе. Уровень начальный, это «ясли» еще. Но мы планируем со временем переходить на следующие уровни. Постоянно участвуем в фестивалях, сборах в республике в качестве организаторов. Мы вообще любим общественно полезную работу. Ни одно событие поселка (Кошачьего – прим.ред.) без нас не обходится. Мы на нашей площадке для детей праздники делаем, например. На трассе за Бельским мостом организуем открытие-закрытие сезона. Мы и соревнования там можем проводить республиканского масштаба, трасса качественная, профессиональная. И зрителей много будет, мы уверены. Только вот поддержки материальной бы нам немного…

Десятки кубков, грамот и медалей, мотоциклы, спидвейный календарь, подарки от спонсоров и ценителей мотоспорта, экипировка и даже горный велосипед – все это с легкостью умещается в большом гараже Игоря Кононова. Хотя, нет, это не гараж, а настоящая база чемпиона.

– Игорь, сколько тут наград?

– Не знаю, считай сама. Здесь самые разные соревнования: и на льду, и летний спидвей, и велобиатлон, и соревнования мопедов – чего только нету! Просто все подряд стоит. Папа все хотел полки продлить, да пока места вроде хватает. А счет я не веду – зачем?

– Ладно, а какой кубок самый-самый дорогой сердцу?

– Самый первый, самый неожиданный, самый-самый, так сказать, открывающий мою спортивную карьеру – вот этот маленький, за третье место в 2003 году. Ему уже 15 лет. Это старт моей карьеры — соревнования по летнему спидвею среди юношей в классе 125 куб.см. Сейчас они уже не проводятся. До этих соревнований не могу сказать, что я какие-то серьёзные планы имел на спорт. Просто как бы начал кататься на мопеде без претензий на профессиональный спорт, а потом, после того, как съездил на детские соревнования, я понял, с чем хочу связать свою жизнь.

– Евгений (Тарасов – прим.ред) сказал, что у вас просто не было выбора, потому что ваш отец профессионально занимался мотокроссом…

– Да, в своё время выбор был невелик. Но родители, наверно, существенную роль в выборе сыграли. Может, это на уровне генетической памяти у меня тяга к мотоциклам? Мама же тоже у меня гонщица. Выступала в мотокроссе и выигрывала. Женщины в советское время активно в спорте проявлялись. А я в спорт, между прочим, пришел поздно, в 13 лет. Не с футбола или там гимнастики, а с костылей. У меня редкое заболевание было, мышцы росли быстрее костей и просто раздавливали их. Из-за этого мне было крайне сложно, но я не сдавался, всегда был гиперактивным человеком, не мог на месте сидеть. Может, поэтому у меня все получилось, хотя, повторюсь, 13 лет для профессионального старта – поздно.

– А во сколько пора начинать?

– В 5-6 лет, как и в других видах. А я просто слез с костылей и сразу сел на мотоцикл. Я и в школу-то больно не ходил, учитель на дому меня посещал. Из 11 лет обучения от силы может года три в школе был, потому что травмы постоянные.

– На соревнованиях?

– Да не только. Еще потому, что у меня не было времени и интереса просиживать штаны в школе. Я сразу понял, без чего мне будет неинтересно жить. Можно сказать, что я с подросткового возраста уже определился, чем я хочу заниматься . Помню, учителя переживали, как я ЕГЭ сдам. Ну ничего, я даже в спортакадемию поступил, но не окончил, потому что клуб сменил и переехал тогда в Тольятти. Но все-таки моя первая дисциплина — летний спидвей — меня не отпускает, и я в этом году принял решение вернуться на профессиональный уровень. Хочу начать с чистого листа. Вот недавно съездил в Польшу на летние сборы, приобрел там двигатели у хороших механиков. Российская лига сейчас очень концентрирована. Чтобы добиться достойных результатов, обязательно нужно присутствовать в польской лиге. Это как в хоккее НХЛ, в спидвее вообще, можно сказать, одни энхаэловцы. После перерыва в 7 лет мне очень тяжело начинать с нуля, но я чувствую, что двигаюсь в правильном направлении: возраст мне позволяет, духа не унять, но с наскоку не могу пока похвастаться результатами.

– В летних гонках ты за какую команду выступаешь?

– За команду г. Октябрьского. Основная работа продолжается на зимних гонках, а мотокросс и спидвей пока так сказать в тренировочном процессе. Мне президент тольяттинского клуба говорит: зачем тебе три дисциплины, это же риски: и денег на подготовку больше, и травмы возможны. Он прав, но я чувствую силы, чтобы влиться в эту летнюю спидвейную «струю», стать универсальным гонщиком. Тех, кто смог удержать высокий уровень езды и зимой, и летом, очень мало. В 60-е года только были большие имена – Кадыров, Самородов… И они тоже с течением карьеры выбирали одну дисциплину. Но я все равно надеюсь, что у меня получится.

– Игорь, в сезоне сколько ты находишься вне дома?

– В среднем командировка длится шесть дней. Два дня дорога занимает туда-обратно, три — гонки. На тренировочных сборах примерно месяц находимся.

– Расскажи, а как строится взаимодействие спортсмена с клубом?

– Клуб, за который выступает спортсмен, выделяет определенное количество средств на сезон. Ты с ними можешь делать все, что хочешь, хоть жвачек накупи 😄 . Но ответственность здесь огромная – ты распределяешь средства самостоятельно. Нянчиться с тобой не будут, такого сейчас нет. Инвентарь, экипировка, транспорт, работа механика, организация тренировочного процесса и доставка на этапы чемпионата – все в руках самого спортсмена. Это заграничный подход, как в профессиональных спортлигах. Многим спортсменам не хватает клубных средств, и они самостоятельно работают со спонсорами, нарабатывают опыт общения с заграничными клубами. Без этого никакого продвижения «не светит».

– Твоя семья как относится к твоему «ремеслу»? Поддерживает или говорит: хватит уже, нагонялся?

– Поддерживает, конечно. В зимних гонках мой отец механиком работает, помогает. Сейчас вот и в летние привлекаю его. Мы вообще очень активные все. Дома, например, телевизор вообще не смотрим, неинтересно. У меня две дочки, 4  и 5 лет. У них миллионы игрушек, даже четыре мотоцикла, пока пластмассовые) Дочки постоянно в движении. Очень хочу сына. Девчонки – они вырастут и замуж повыходят, а сын с нами останется. Вот я, например: четвертый десяток, а вместе с папой до сих пор работаем… О, хочешь, я тебе о своем маленьком хобби расскажу? Вот оно висит…

– Хочу, конечно. Что это?

– Радиоуправляемые модели автомобилей в классе 1 к 8. Это вот монстер-трэк: видишь, большие колеса, мощный двигатель. Я очень серьезно увлекался этими гонками, хотел выйти на соревновательный уровень, но не хватило времени на полноценное развитие в четвертой дисциплине.

– Говорят, что люди делятся на любителей мото и авто. А вот у тебя я вижу страсть и к тому, и к другому…

– Да! Я вот недавно себе такую отличную машину приобрел – мечта! В позапрошлом году в Шадринске я выиграл чемпионат России по мотогонкам на льду. Мне подарили «Жигули», я их продал и…

– Постой, как «Жигули»? Их что, еще производят?

– Ну не «Жигули», а как ее… «Ладу X-Ray»! Ну все равно ж там производят))) Ну вот, значит, продал я ее и поехал в Москву за своей мечтой – «Порше 911». То, что это кабриолет оказался – случайно вышло. Мне принципиально было, чтоб Порше и с ручной коробкой. Терпеть не могу «автомат». Просто не имеет моя жизнь смысла, потому что я не управляю машиной, она меня разочаровывает. В гонках в спидвее нет коробки вообще, на льду – есть коробка, но она один раз используется, на старте. И вот никакой автомат не может меня удовлетворить, есть современные роботы, но и к ним я скептически отношусь. Не сравнится он с ручной.

Автомобиль я искал сломанным, специально. У них вообще специфика такая, они с заводским браком все, на 50 тыс. пробега хватает и ломаются потом.

– И ты гнал его сломанным из Москвы?

– Да это полбеды! Ремонтировать Порше в России, что в поле компьютер пытаться наладить. Спецов в регионе нет, от слова «совсем», запчастей тоже. Кое-как в Октябрьском сделал мотор, сейчас допиливаю акустику. Хочу в соревнованиях по автозвуку участвовать ну и так чтобы качало, драйв был без предела. Ты не представляешь, какая это машина! Я со своим опытом спортивного вождения просто пищу от драйва в этой машине!

– У тебя много увлечений: мото, музыка, а что еще?

– Оружие. Вот, видишь, у меня тут сувенир висит из Вятских полян (Игорь снимает со стены сувенирное ружье). У них там завод Шпагина, где делали ручной пулемет Калашникова – такие военные автоматы с круглым барабаном. В этом году на Кубке России первое место занял, подарили. Нашим всем дарят, а иностранным спортсменам не досталось – запрещено, не смогут они вывезти из страны, поэтому им шапки, матрешки, одежду презентуют, которую делают в Кировской области…

Я пневматику с детства изучал. Каждый день с пистолетиком ходил, мог любую мишень с 20 метров сбить. Сейчас просто увлекаюсь спортивной стрельбой из «резиноплюйки». Хочу получить нормальное разрешение на серьезное оружие, освоить спортивную стрельбу в тире. Огнестрельное оружие гораздо интереснее – оно и «пукает» серьезнее, и пахнет по-настоящему.

– Что тут еще у тебя на стенах? Велосипед…

– Да, увлекался. Купил горный весь навороченный, несколько лет катался. Ждет сейчас под потолком… Что еще тут… – календарь у меня спортивный, спидвейный. Здесь все топовые фигуры. Вот Джейсон Дойл, он в спидвее выступает. Эмиль Сайфутдинов – самый результативный российский гонщик, в Варшаве третьим был. Достойно выступает. Вообще, в спидвее доминируют поляки. У них и люди любят мотоспорт, полные стадионы болельщиков собираются. Все ведь от людей зависит… Какой там сейчас у нас спорт национальный?

– Хоккей, наверно?

– Да, наверно… Много результатов, люди говорят, ходят… Только ведь у них как: год летный, год – пролетный. А кто-то выигрывает каждый год, как например, наши пляжные футболисты — трехкратные чемпионы мира, а о них никто не знает. Так же со спидвеем. Неинтересно никому, непопулярный, нет его в каждом городе. Футбол вот легкий и понятный, в каждом дворе играют, а мотоциклы… Их и в городах стало мало. Люди стремятся купить машину, потому что в ней и зимой комфортнее, и безопаснее вроде. На мотоцикле ответственность большая – ошибаться нельзя.

– Игорь, я вот все спросить хотела… Ты помнишь, что ты чувствовал, когда стал чемпионом мира?

– Это не совсем мой успех. Это командная медаль, это мы втроем победили всех на планете. Никакого особого сюрприза не было, иностранных спортсменов выигрывать просто. Спидвей можно сравнить с фигурным катанием: хоть третий российский состав отправь на чемпионат мира, все равно наши будут лучшими… Самая серьезная конкуренция – между российскими спортсменами, вот здесь серьезный отбор.

Для меня самым серьезным достижением было бы выиграть всех в личном зачете. Не получается у меня почему-то. Сейчас вот с Дмитрием Колтаковым колесо в колесо… Это ученик Николая Красникова. Сколько мы с ним боролись! Я чувствовал, что вот-вот, рядом с ним, а как впереди оказаться – не знаю. Красников – пример профессионального подхода к спорту. С самого детства он очень серьезно двигался вперед. И вклад родителей, и механиков, и всего остального дал совершенно оправданные ожидаемые результаты. У Колтакова – тот же подход, наверно потому он и впереди. В прошлом году он победил, я вторым стал. Поначалу мне казалось – обойду. Но к концу сезона допустил ошибку с инвентарем, прогадал. Я ведь сам себе и бухгалтер, и методист, и механик… Не рассчитал немного, сделал выводы, усилился в этом году. Так-то ничего не жалко, кроме времени, а оно ушло…

Беседовала Екатерина Кириллова