За что могут дразнить детей в школе? За «не такую одежду», необычную внешность, отдельные физические особенности… Поводом для издевок порой может стать что угодно. Кто-то «перешагнет» через этот период жизни, но есть и те, кто в итоге получит серьезную психологическую травму.
По данным ВЦИОМ за 2021 год, среди опрошенных россиян каждый пятый в течение жизни оказывался жертвой травли. И эта проблема существует, вероятно, в каждом городе.
Тему школьного буллинга поднял режиссер из Стерлитамака Павел Ильин в своем короткометражном фильме «Уроки строгого режима». Ленту можно будет посмотреть 22 октября в киноцентре «Кинопорт». А пока мы пообщались с режиссером и актерами, чтобы узнать о фильме и съемочном процессе поподробнее.
Оказалось, что Павел Ильин по образованию учитель ИЗО, и любовь к творчеству у него появилась еще в детстве. Но сейчас Павел трудится на одном из городских заводов. Однако творчеству это совершенно не мешает. И сейчас режиссер выпускает уже второй короткометражный фильм. О первом из них, который получил название «Сказку в жизнь», мы рассказывали в 2020 году.
— Павел, как вам удается совмещать работу на заводе и творчество?
— Есть прекрасная фраза: «лучший отдых – это смена деятельности». На заводе не отвлекаешься и полностью концентрируешься на работе, по завершении получаешь приятную усталость. Придя домой, я направляю ее на творческую активность. Многие считают, что художника ведет вдохновение. Я уверен, что это такая же мышца, как и любая другая в теле, и она требует постоянной тренировки. У меня есть пара приемов для ее стимуляции: перед работой воспроизвожу обстановку, когда меня озарило вдохновение, сажусь в кресло, подкладываю подушку, чтобы облокачиваться, включаю музыку Ханца Циммера, Эдуарда Артемьева. Обряд готов, и я как по щелчку пальца начинаю творить.
— А как вы пришли к кинематографу?
— Пока сверстники прыгали по гаражам и стреляли из рогатки в кошек, я сдавал бутылки и на эти деньги брал в прокат по пять видеокассет, устраивая «марафон кино» (смеется). Так что кинематограф настиг меня, и я решился не только смотреть, но и сам снимать.
— Расскажите, о чем повествует фильм «Уроки строгого режима»?
— «Уроки строгого режима» — это классические история, выстроенная по всем жанрам кино в актуальных тенденциях поколение зумеров: гаджеты, социальные сети, компьютерные игры, чаты в мессенджерах. Школьники травят своего одноклассника за то, что он не похож на других. Однажды Саша обнаруживает в себе суперспособности. Когда ему подстраивают очередную гадость, этот дар становится неконтролируемым и вырывается наружу.
— Тема школьных проблем поднимается не так часто. Почему вы решили заговорить об этом?
— Пока есть проблема школьной травли, искусство должно поднимать вопрос: «Почему так происходит?» Не пытаться ответить, необходимо озвучить и начать серьезный разговор с обществом. Детей подстерегает угроза, которая должна придаваться огласке.
— Получилось ли донести через картину то, что планировалось?
— Мне сложно судить как автору. Я всегда недоволен и хочется подкрутить те или иные моменты, но нужно учиться останавливаться и отдавать свою работу зрителям. Она должна жить вне зависимости от того, что я вложил в нее. Интернет заполнен статьями с теориями с громкими заголовками «что хотел сказать автор?» (смеется). Понимаете, каждый зритель — это автор. И для меня более ценно, когда зритель находит свою точку соприкосновения, составит свои личные вопросы и ищет на них ответы.
— Сколько времени прошло с момента появления идеи до завершения фильма?
— Мы потратили два года от идеи до завершения. Проделана была большая работа. Четыре месяца писали сценарий, девять месяцев проходили съемки. Отсняли более десяти часов материала. Пятнадцать локаций, одна из них была на закрытой территории, а другая – полностью построенная в виртуальном пространстве. Две музыкальные группы из Стерлитамака предоставили права на использование песен. Специально для картины три композитора написали музыку. Рендер звуковой дорожки отправляли на киностудию «Мосфильм». Помогало огромное количество организаций. Хочется отметить актера, приехавшего из Москвы, Ирика Темерьянова, оператора «БСТ» из Уфы Арсена Муртазина и актера Русского драматического театра Стерлитамака Ильдара Сахапова.
— Участвовал ли фильм «Уроки строгого режима» на кинофестивалях?
— Да, нашу работу отметили в Уфе на «LifeStyleCinema» в номинации «Актуальный сценарий», в Москве на «Skey-Cinema» призом «Лучшая региональная кинокритика», в США на «Student World Impackt Film Festival» и в Англии на «Lift -Off Global Network».
— Для кого этот фильм?
— Для тех, кого коснулась или может коснуться школьная травля. Для ребенка, сидящего за школьной партой, для родителей, которые отправили детей в школу.
— Что было самым сложным во время работы фильма?
— Самая сложная и трудоемкая часть – это монтаж, которая всегда остается за кадром. Если бы я непрерывно сидел за монтажом, то у меня ушло бы 260 часов работы без сна и еды.
Также комментариями поделились и актеры киноленты Артем Ильин и Ильдар Сахапов.
— Что было самым сложным во время съемок и почему? Как удалось с этим справиться?
Артем Ильин:
— Для меня самым сложным был конец зимних съемок. В кино все снимается не по порядку: начало, середина. В голове полная неразбериха. Шел второй день, все устали, а мы с Жилкиным Владимиром репетируем финал фильма. По сюжету играем двух заклятых врагов. Невероятный эпизод, как вспомню – кровь стынет в жилах. На нужные эмоции Володю настраивал мой брат – режиссер. Очень требовательный человек. Хорошо, что он не работал над этой сценой со мной, меня бы он точно не стал жалеть. И как же повезло, что мне помогал московский актер Ирик Темерьянов. Он давал максимально точные советы, как сыграть правдоподобно. Начались съемки, я вижу, в каком состоянии находиться Володя. Передо мной уже был другой человек, меня одолевал страх. Мне не пришлось ничего изображать, я начал жить своим персонажем. После такого эмоционального потрясения пришлось весь день приходить в себя и осознавать, что происходило со мной.
— Насколько сложно было работать с непрофессиональными актерами? Вероятно, в процессе работы вам удалось чему-то научить их? Или, может, они вас чем-то удивили?
Ильдар Сахапов:
— Никакой сложности, работая с непрофессиональными актерами, я не испытал. Все горели одной идеей. Каждый помогал друг другу, как мог: и морально, и, так сказать, материально! Я даже удивлен, как, казалось бы, далекие от нашей актерской судьбы люди вживались в свои роли, а кто-то просто играл себя и был в этом крайне убедителен. Не знаю, научил ли я кого-нибудь или сам взял для себя опыт, но тут многое зависело от режиссера. Павел заряжал своей энергией и съемки эпизода прошли на одном дыхании: весело, плодотворно и, думаю, что эпизод с моим участием удался. И еще… Как говорят сами «киношники»: «Пока другие мечтают о кино, мы его снимаем».
Короткометражный фильм «Уроки строгого режима» выйдет на большой экран в «Кинопорте» 22 октября. Мероприятие с участием съемочной группы, актерами начнется в 12 часов.