Венок из одуванчиков посреди зимы: жительница Стерлитамака создает из фарфора летнее настроение

2667
Фото (здесь и ниже) из архива Людмилы Ведищевой

Ягодки на веточке, полевые цветочки с паучками или венок из одуванчиков посреди зимы? С виду изделия жительницы Стерлитамака Людмилы Ведищевой не отличить от настоящих творений природы.

Людмила несколько лет назад решила освоить технику керамической флористики, а началось все с желания «поставить вазочку ягод на кухонном подоконнике». Сейчас она пришла к тому, что дома ее окружает настоящее летнее настроение круглый год.

Мы решили пообщаться с Людмилой, чтобы узнать о том, как из холодного материала создаются почти живые ягоды и цветы, а также о том, как ухаживать за такими изделиями и где искать вдохновение.

— Людмила, керамическую флористику можно назвать модным направлением «индустрии» хэндмейда?

— Керамическая флористика завоевывает все большую популярность в мире. В этом интересном и необычном направлении хендмейда создаются цветочные композиции, насекомые и даже животные, и особое внимание уделяется проработке всех деталей для достижения максимальной реалистичности. С каждым днем эта техника лепки становится все более популярной, так как изделия, созданные из специальной самозастывающей глины (холодного фарфора), выглядят естественными и живыми.

— Что такое холодный фарфор? Расскажи, пожалуйста, поподробнее.

— Холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Она объединяет в себе природные и синтетические компоненты: кукурузный крахмал, клей, растительное масло, глицерин и другие ингредиенты. С виду холодный фарфор напоминает пластилин или глину, но после полного высыхания это уже абсолютно твердое вещество. Материал не токсичен, не сушит кожу рук. Благодаря своим свойствам он дает возможность делать самые разные элементы декора. На самом деле холодный фарфор ничего общего, кроме внешнего вида, с классическим его вариантом не имеет. В застывшем виде по цвету он слегка напоминает настоящий фарфор, прошедший обжиг. Но изделия из холодного фарфора не подвергают обжигу. Они высыхают самостоятельно на воздухе примерно в течение суток, постепенно становясь твердыми и прочными.

— Как считаешь, со временем изделия ручной работы будут еще более ценными?

— Изделия ручной работы всегда пользовались большим спросом, а сегодня, как мне кажется, он только вырос, так как люди устали от ширпотреба, масс-маркета. И дальше спрос наравне с ценностью будет только увеличиваться. Для этого есть несколько причин: уникальность (мастер передаёт вещи частичку собственной души, энергетики, поэтому у каждого изделия свой неповторимый характер,), эксклюзивность (многие любят вещи «не как у всех» и готовы потратить время и деньги, чтобы найти и приобрести их). Когда речь заходит про ручную работу, то в первую очередь речь идет об эмоциях, эстетике, а не о базовых потребностях человека.

Мне импонирует емкое высказывание Коко Шанель: «Вещи ручной работы — роскошь, иметь их каждому не обязательно. Кто хочет их получить, либо платит мастеру за труд, либо делает их сам». У нас очень много творческих людей, которые думают, зачем я буду платить, если сам могу сделать не хуже. И замечательно, если человек сможет повторить изделие или сделать лучше, но при этом многие не учитывают, что, помимо начальных знаний и навыков, требуются недешевые материалы и инструменты, а самое главное — время. Повторюсь, что любой мастер вкладывает свои душу, энергию, время, чтобы человек, получивший эксклюзивное изделие, был счастлив.

— В чем основная сложность керамической флористики?

— Особенность керамической флористики состоит в том, что каждое изделие прорабатывается до мельчайших деталей: изгибы, фактура и правильная тонировка лепестков и листьев у растений и усиков, ножек, тела – у насекомых.

— Долго училась? Что привело тебя в эту сферу?

— Училась я на очных мастер-классах в других регионах, после – приобретала онлайн мастер-классы. Учиться лепке я и сейчас не перестаю, практически каждый день узнаю что-то новое, разные фишечки, лайфхаки по замесу, раскатке глины, тонировке готового изделия, общаюсь с мастерами, сама для себя совершаю открытия.

Что привело меня? Желание поставить вазочку ягод на кухонном подоконнике. Как-то в соцсетях несколько лет назад увидела фото лесной земляники, слепленной из фарфора, и захотела сделать такую же. Мастер, к которому на тот момент я обратилась, не была готова обучать. Я попыталась найти других мастеров в нашем городе или хотя бы регионе, и, не найдя, оставила эту затею. В силу жизненных обстоятельств вернулась к ней где-то через полтора года, когда приобрела набор по лепке подснежника и онлайн-мастер-класс. В итоге ничего у меня не получилось. Цветы были страшные, тычинки кривые, тонировка неправильная. Я забросила лепку, решив, что это не мое… Это сейчас я так легко об этом говорю, а в тот момент я себя ругала, что потратила кучу денег.

Но я же перфекционист, поэтому через пару-тройку месяцев, увидев в соцсетях приглашение на очный мастер класс по лепке ягод земляники в соседнем регионе, решила повторить еще раз этот, так сказать, эксперимент. Все сложилось удачно. Я тут же договорилась о том, что через неделю приеду на несколько дней обучиться этому чудесному виду творчества. Огромное спасибо замечательному мастеру Нине Салтыковой за то, что поверила в меня, делилась секретами и научила лепить для начала ромашки, колокольчики и одуванчики.

После этого были мастер-классы и марафоны у других мастеров по лепке. Исходя из своего опыта, хочу сказать, что если вы хотите заняться этим видом творчества, то первое знакомство с этой технологией нужно провести под руководством опытного мастера, который поставит руку, расскажет о секретах и особенностях. Это даст возможность попробовать себя в лепке и понять, ваше это занятие или нет, прежде чем приобретете материалы и мастер-классы, и поможет избежать ошибок.

Хочу сказать спасибо моей семье, мужу и детям, которые поддерживали и поддерживают меня в моем начинании, являются моими критиками и советчиками. На данный момент они не хуже меня разбираются во всех хитростях, терминах и технологиях лепки, названиях цветов и насекомых.

 

— Невероятная схожесть фигурок с реальными их прототипами, наверное, требует большого количества времени и крепкой руки? Нужно ли быть художником, чтобы создать нечто подобное?

— На создание одной композиции, цветка или веточки (от замешивания глины до тонировки красками) требуется от двух-трех дней до одной-двух недель. Я не включаю сюда поиск кашпо, каких-то специальных красок, лаков и т.д. Часто я не начинаю работу, пока не представлю ее в голове, не увижу мысленно как она выглядит. Для лепки изделий из самозастывающей полимерной глины нужна развитая моторика рук. При лепке своего первого изделия я ни стек в руках не могла правильно держать, ни глину раскатать, ни тычинки ровно приклеить. Ощущение было такое, что руки деревянные и заточены только под вязальный крючок. Многие, увидев мои композиции из цветов, уверены, что у меня есть художественное образование. Но, увы, нет. Я не училась в художественной школе, только в старших классах несколько раз посещала школьный кружок рисования. А вообще я никогда не сидела просто так. Если не читала книги, то шила мягкие игрушки, вещи, обвязывала от и до кукол дочери, придумывала эскизы и вязала вещи ирландским кружевом.

— Ты лепишь различные фигуры: цветы, насекомых. Кого или что еще планируешь начать создавать в скором времени?

— В начале года я написала список, в котором больше 20 пунктов тех изделий, которые я планирую лепить. С нового года слеплены венок из одуванчиков, кусты малины, черная смородина в чашке, красная смородина и ежевика, гиацинты, гортензии, композиции из весенних первоцветов, букеты из васильков, колокольчиков, ромашек, облепихи, полевых маков, клубники и земляники, пауки-птицееды, улитки, гусеницы, броши ирисы, броши одуванчики, броши ромашки, броши гортензии, броши каллы и т.д. В планах – лепка полевых и оранжерейных цветов, других насекомых (пока не хочу озвучивать), также проведение мастер-классов для жителей и гостей нашего города.

— А насколько эти изделия долговечны и требуют ли они особенного ухода?

— Изделие может простоять много лет и ничего с ним не случится. При лепке используются проверенные качественные тайская, японская или российская глины, не «самовар» (я не варю ее сама). При высыхании изделия не теряют своей формы, они прочные, гибкие, лепестки и листья гнутся, так как армированы проволокой, и не ломаются, даже если их уронить.

— Так как правильно ухаживать за изделиями?

— Для цветов рекомендуется сухая чистка обязательно сухой кисточкой или холодным воздухом фена. Изделия из холодного фарфора не любят воду, но, если на них ненадолго попала вода, то нужно промокнуть мокрое место салфеткой и высушить феном. В прошлом году в вазу, где стояли подснежники, слепленные мной и подаренные подруге, ее родственники налили воду, так как подумали, что это настоящие цветы. За несколько часов глина на стволах цветов стала мягкой в тех местах, где соприкасалась с водой, но не слезла, а стволы и листья цветов практически не пострадали. Броши, слепленные из холодного фарфора, не рекомендуется носить под верхней одеждой. Их лучше надевать в помещении.

— Как найти свое хобби и стоит ли бросать попытки, если с годами человек так и не понял, чем ему нравится занимать свое свободное время?

— Пробовать, пробовать и пробовать, посещать мастер-классы, благо в Стерлитамаке их сейчас много. Кто ищет, тот всегда найдет свое любимое дело.

— А что чувствуешь ты, создавая эти фигурки и брошки своими руками?

— Умиротворение и покой, ловлю дзен при покраске и тонировке цветка масляными красками (смеется). Вообще, у меня есть правило: садиться за лепку или покраску только в хорошем настроении. Я верю, что изделию передается энергетика мастера. Для меня важно, чтобы слепленные мной цветы, композиции несли положительную энергетику и дарили радость заказчику.

— Где найти то самое неуловимое вдохновение?

— Как и у любого творческого человека, у меня бывают выгорания. Для себя вдохновение нахожу в путешествиях. Не могу долго находиться на одном месте, обязательно нужно сменить картинку, поехать куда-то (в другой город, регион, в лес, на море), увидеть новые места, посетить старые, пообщаться с интересными людьми.

— В конце мы просим оставить горожанам пожелания. Что бы ты пожелала жителям Стерлитамака сегодня?

— В преддверии Нового года желаю жителям Стерлитамака здоровья и исполнения желаний. Не бойтесь мечтать, творить, пробовать новое, необходимо лишь иметь желание и уверенность в своих силах.