Большое кино про любовь неодушевленных существ
Через 700 лет после того, как человечество отбыло с Земли на бессрочные космические каникулы, среди руин Манхэттена близорукий робот-мусорщик
с повадками Вуди Аллена продолжает утрамбовывать остатки старого мира в аккуратные кубики, иногда отбирая что-то симпатичное для личного музея цивилизации (кольцо с бриллиантом отправляется в утиль, синяя коробочка от него — в сокровищницу). По вечерам, когда солнечным батареям становится нечем питаться, он смотрит на переделанном айподе мюзикл «Хелло, Долли!» и, прежде чем переключиться в режим сна, сам себя укачивает в железной люльке. Трогательный эквилибриум рушится, когда в Центральный парк со звездолета десантируется белоснежный робот совершенной формы, начинает повсюду красиво летать и что-то серьезно сканирует. Робот называется ЕВА, маленького мусорщика он (то есть, конечно, она) сперва чуть не убивает из турбобластера, после, просканировав турбосканером, теряет к нему интерес. Герой в смятении, поскольку не знает, что все истории любви начинаются более-менее так.
О призрачной разнице между настоящими разумом с чувствами и электроникой, имитирующей их проявления, написаны тысячи специальных книг и снят самый умный фильм Стивена Спилберга. Притом любой честный исследователь вопроса в какой-то момент вынужден признать — вопрос не в том, способна ли машина любить, а в том, не являются ли хваленые человеческие эмоции такой же электромеханической имитацией (отчаянной нехваткой данных, это опровергающих, кажется, и объясняется высокий процент самоубийств среди ученых, занимающихся проблематикой искусственного разума). В «ВАЛЛ•И» студия Pixar, коллективный гений, много лет создающий из бездушных пикселей одушевленные формы, с одной стороны, поднимает искусство имитации на какую-то совсем уже дьявольскую высоту — пиксели тут гениально притворяются воздухом, солнечной пылью, бликом на линзе несуществующей кинокамеры — и вместе с тем превращает повод для самоубийства в повод для тихого долгоиграющего счастья. Формально «ВАЛЛ•И» — это просто такая неглупая футурологическая сказка, остроумно переводящая Хаксли и Кубрика в термины, понятные дошкольнику, и оставляющая в рукаве кое-какие мелочи для взрослых. Но в основе ее прячется самая универсальная и прекрасная модель отношений: Валли и Ева — это одновременно единица и нолик в двоичном коде и Вуди Аллен с Миа Фэрроу на своем вечном Манхэттене. Уже на титрах, когда дошкольная часть аудитории будет весело топтать друг дружку у выхода, эти двое придут к дереву познания добра и зла и встанут перед ним, держась за руки, и кто не хочет быть как они, пусть вешается, честное слово, не жалко. Один из первых разработчиков искусственного интеллекта Марвин Минский писал, что любовь — это программный сбой, в первую очередь приводящий к отказу аналитических систем. В свете этого, наверно, неважно, «ВАЛЛ•И» — это правда великий фильм о любви или просто пиксаровские инженеры в очередной раз закоротили нам нужные точки на микросхеме. Результат, наступающий в течение первых пяти минут фильма и длящийся до самого конца, один и тот же: отказ системы, отказ системы, отказ системы.Афиша.ру