Стерлитамак станет пилотным городом Башкирии, в котором введут единую систему навигации

1671
Фото коммуникационного агентства «Тамга»

В Башкирии намерены ввести единую систему навигации. Конкурс на разработку дизайн-концепции уже объявил Государственный комитет РБ по туризму. Согласно проекту контракта, первым городом республики, в котором будет введена система, станет Стерлитамак.

Коммуникационное агентство «Тамга» из Уфы уже предложило Госкомитету РБ по туризму свою концепцию, которая предполагает замену коричневых туристических указателей, которые сейчас повсеместно установлены. Об этом нашему порталу рассказал арт-директор агентства и участник сообщества из Стерлитамака «Матурама» Ильнур Насретдинов.

Фото коммуникационного агентства «Тамга»

Мы решили разузнать немного подробнее о предстоящих изменениях и о том, что они принесут Стерлитамаку.

— Туристическая навигационная система. Ильнур, скажите, почему она необходима? И почему она так нужна в Стерлитамаке?

— В связи с инициативой РФ, РБ и вспышкой ковида в этом году резко стал набирать высоту тренд внутреннего туризма. Люди путешествуют внутри страны. Также многие, перешедшие на аутсорсинг, теперь не так сильно привязаны к офису и рабочему графику и в выходные просто выезжают в другие города или регионы, а в будни — чаще выбираются в свой город.

В Стерлитамаке есть территория Старого города, по которой можно прогуливаться достаточно долгое время, изучая детали зданий. Каждое строение обладает уникальной историей. В знакомстве с интересными фактами тоже могут помочь элементы навигации, выполняющие справочную функцию. По бокам старого города протекает две реки, которые в перспективе обзаведутся двумя набережными. Надеюсь, подход в их проектировании и реализации будет другой, и мы не получим такой же результат, как у набережной возле Дома быта. Вся эта территория может быть хорошим местом для изучения истории города или просто прогулок.

 

Даже горожане не всегда осведомлены, где в городе есть интересные локации, объекты. Навигация позволяет решить этот вопрос. А для приезжих навигация еще и позволяет легче ориентироваться в чужом городе. Единая концепция для всей республики позволит быстро идентифицировать подсказки в других городах. Внешний вид и структура подачи информации на элементах навигации будут привычными.

— Есть ли какие-либо особенности концепции, которые нужно принять во внимание именно в Стерлитамаке?

— Трудно выделить какие-либо особенности концепции без проработки. Существует достаточно большое количество решений по форме, материалам, информационному наполнению, стилю и цвету. Миллионы решений. Из них несколько десятков решений вполне могут подойти для нашего города. Здесь речь не про уникальность и отличие общей концепции навигации, сколько про разработку отдельного решения для территории старого города с набережными, чтобы это решение смотрелось органично вместе с общей концепцией, но при этом позволяло человеку почувствовать, что он перешел в качественно другую часть города; что ему необходимо замедлиться и обратить внимание на детали. То же касается не только нашего города. Подобные локации есть и в других городах республики. Если вся навигация будет выполнена в одном едином стиле, это размоет локации так же, как они размыты сейчас, а необходимо выделить изюминки городов.

— Может ли концепция одинаково хорошо и логично вписаться в разные муниципалитеты Башкирии. Ведь крупные и совсем небольшие города или районы довольно сильно отличаются.

— Как и говорил, единый стиль для всей Башкирии — это хорошо для облегчения ориентирования. И выдержанный стиль, цвета, размеры и материалы могут позволить вписаться концепции в разные города. Это как дорожные знаки. Они вообще во всем мире плюс-минус одинаковые. В этом случае отличие населенных пунктов по размерам и инфраструктуре не играет большой роли в тех местах, которые являются транзитными. Важно отличаться в тех местах, которые и для самого населенного пункта являются уникальными и интересными. Иногда это может быть одна улица, а иногда и весь населенный пункт. Поэтому ответ на третий вопрос: и да, и нет, смотря в каком месте города.

— Что туристическая навигационная система может дать городу и региону в целом через год/два/десять лет?

— Не могу сказать о каких-то заоблачных перспективах, к которым может привести навигационная система в одиночку. Для ощутимых трансформаций необходимо проводить комплекс мероприятий. Она решает уже существующие проблемы передвижения и ориентирования в пространстве и предупреждает возникновение новых, выполняет идентификационную, ознакомительную, а иногда и образовательную роль.

Если на особых территориях будет проходить городская жизнь, культурные и развлекательные мероприятия, будет организована деятельность для любого типа городского жителя, чтобы он мог задержаться в этом месте, будет обустроен комфорт пребывания. Это инфраструктура, безопасность, возможность поесть, туалеты, транспортная доступность, места для отдыха, благоустройство. И здесь под благоустройством мы не имеем ввиду закатать в бетон, или гранит, поставив скамейки, урны и фонари. Это уже в любом общественном пространстве должно быть априори.

Благодаря тому, что будут выделены места для обязательного посещения, будут пересмотрены расположение бизнеса в городе. Каждый местный Арбат, притягивая людей, будет притягивать сервисы, магазины, развлекательные и досуговые организации, которым необходима большая проходимость. Город будет лучше ухаживать за подобными местами, улучшая и развивая их. Жилье возле подобных мест может стать более привлекательным и вырасти в цене.